Резолютивная часть решения оглашена "4" декабря 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "7" декабря 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К. А.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр межрегиональных связей" (далее - ТОГКУ "ЦМС", Заказчик) <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_.>,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее - ООО "Экодом", Заявитель), уведомленного надлежаще,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Экодом" на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр межрегиональных связей" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923003716 на оказание услуг по организации общественного питания для обеспечения протокольных мероприятий федерального и регионального значений, проводимых Главой Тамбовской области, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 13.111.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0164200001923003716 на оказание услуг по организации общественного питания для обеспечения протокольных мероприятий федерального и регионального значений, проводимых Главой Тамбовской области (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 890 000 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр межрегиональных связей".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200001923003716 от 01.12.2023 подана единственная заявка на участие в электронном конкурсе. На основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс признан несостоявшимся. На основании п. 25 ч.1 ст. 9 Закон о контрактной системе принято решение заключить контракт с единственным участником, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, противоречащий Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Заказчик в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установил, что к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий оказание услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов.
Заявитель считает, что при оценке заявок должны приниматься исполненные договора, предусматривающие оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
В соответствии с п. 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Постановлением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно п. 25 Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Порядок).
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что Заказчиком определен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров":
"К оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор, -акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора. Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участников закупки опыта оказания услуги, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются: - исключительно исполненный договор, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). - исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом. Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
Представитель Заказчика пояснил, что основная функция установленного критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика, учитывая специфику объекта закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленное Заказчиком в Порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" требование о том, что к оценке принимаются исключительно исполненный договор, предусматривающий оказание услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов, соответствует предмету закупки, не является узконаправленным, поэтому не может приводить к неравным условиям при оценке заявок участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России не находит в данных действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
Следует отметить, что Заявитель в рассмотрении жалобы участия не принял, дополнительных пояснений и доказательств не представил, в связи с чем отсутствует подтверждение, что нарушены права и законные интересы подателя жалобы. Согласно данным, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, в реестре контрактов у Заявителя отсутствует информация об опыте исполнения контрактов в соответствии с объектом закупки.
2. Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проведения внеплановой поверки рассматриваемой закупки установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2.1. Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Разделом VI "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 установлены следующие дополнительные требования к участникам при проведении закупок на оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (п. 33 Приложения):
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Извещением о проведении Конкурса на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные дополнительные требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком в извещении о закупке позиции 33 раздела VI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 не соответствует предмету закупки, поскольку объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации общественного питания для обеспечения протокольных мероприятий федерального и регионального значений, проводимых Главой Тамбовской области, а не оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Следовательно, предмет закупки не подпадает под действие пункта 33 раздела VI приложения постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 257.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушены требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при размещении в извещении о закупке дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных позицией 33 раздела VI приложения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2.2 Согласно подпункту "е" пункта 20 Постановления N 2604 в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где,
- лучшим значением Детализирующего показателя является наибольшее значение детализирующего показателя и установлено предельное максимальное значение детализирующего показателя
- Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
- Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом.
Заказчиком определен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров":
"Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: "Наибольшая цена одного из исполненных участников закупки договоров". Предельное максимальное значение Х(предmax) детализирующего показателя составляет 7 000 000 рублей".
Согласно извещению о закупке начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 7 890 000 рублей.
Установленное предельное максимальное значение детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участников закупки договоров" в размере ниже НМЦК не может являться сопоставимым опытом выполнения соответствующих услуг в рамках одного контракта, заключаемого по результатам закупки. Такое предельное максимальное значение нивелирует цель проведения закупки в форме электронного конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика, поскольку для "победы" в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу о нарушении в рассматриваемом случае Заказчиком п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0164200001923003716 от 01.12.2023 подана единственная заявка на участие в электронном конкурсе, которая признана соответствующей требованиям извещения о закупке. На основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс признан несостоявшимся. Комиссией по осуществлению закупок Заказчика принято решение о заключении контракта с единственным участником.
Установленный Заказчиком неправомерный порядок оценки заявок не повлиял на результаты определения поставщика, поэтому Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь чч. 6, 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Экодом" необоснованной.
2. Признать в действиях Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр межрегиональных связей" нарушение пп. 11, 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0164200001923003716.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Т.В. Четверткова
К.А. Телкова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 декабря 2023 г. N 068/06/42-896/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023