Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Заказчика - БУЗ УР "Республиканский клинико-диагностический центр Министерства здравоохранения УР" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 17.03.2023 N 17),
представителя ООО "MK Эскулап" (далее - Поставщик), - <_> (доверенность от 27.11.2023 N 43) ,
в отсутствие:
Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "РЦЗ УР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "MK Эскулап" (ИНН 1659203050) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010520, далее - аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
05.07.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 990 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 14.07.2023 N ИЭА1 было подано четыре заявки. Победителем признано ООО "MK Эскулап".
25.07.2023 между Заказчиком и ООО "MK Эскулап" заключен контракт на поставку расходных материалов.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заказчиком в период действия контракта в адрес Поставщика было направлено три заявки. По первой заявке товар поставлен и принят Заказчиком, по второй заявке поставлен товар, не соответствующий требованиям контракта, в принятии товара Заказчиком отказано, по третьей заявке товар в установленный срок не поставлен.
Согласно пояснениям Поставщика, по второй заявке были поставлены товары, соответствующие техническим характеристикам, указанным в извещении о проведении закупки. Во время подготовки заявки ООО "MK Эскулап" на участие в аукционе сотрудниками была совершена техническая ошибка: было ошибочно указано "номинальное рабочее давление 12 АТМ" вместо "9 АТМ". В последующем техническая ошибка была перенесена в контракт. По третьей заявке поставка товаров оказалась невозможной из-за экспортных ограничений со стороны страны происхождения товара.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить товар в ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик товара и их значениями, указанными в сведениях о конкретных показателям товара (Приложение 1.1 к контракту).
В силу пункта 2.2 контракта, срок поставки товара: в течение 7 календарных дней с момента получения заявки от Заказчика.
Согласно пункту 2.3.2 контракта, заявка на поставку товара формируется исходя из потребностей, имеющихся у заказчика, с указанием количества и ассортимента товара.
Согласно сведениям о конкретных показателях товара (Приложение 1.1 к контракту) для товара "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство/Система коронарного стента с покрытием Зотаролимус с принадлежностями" (далее - Стент) показатель "номинальное рабочее давление баллона" составляет 12 АТМ.
В соответствии с заявкой на участие в аукционе ООО "MK Эскулап" для Стента номинальное рабочее давление баллона составляет 12 АТМ.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N1 к извещению об осуществлении закупки) для Стента показатель рабочего давления баллона установлен как "больше или равно 9" АТМ.
В силу спецификации товара (Приложение N 1 к контракту) для товаров "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования/ Проводник диагностический гидрофильный", "Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования/ Устройство для ангиографии и ангиопластики с принадлежностями Проводниковый катетер Launcher", "Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования/ Раздувющее устройство для баллонных катетеров Encore 26 Inflation Device, Encore 26 Advantage Kit" одной из стран происхождения товара являются Соединенные Штаты Америки.
26.07.2023 ООО "Медтроник" направляет в адрес Поставщика письмо N F8-319, в котором сообщает, что в связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19.05.2023, наблюдаются сбои поставок продукции Medtronic в Россию;
04.09.2023 Поставщик поставил товар по первой заявке Заказчика на сумму 1 400 000,00 руб. (Документ о приемке N 35 от 04.09.2023);
09.10.2023 Поставщик поставил товар по второй заявке Заказчика на сумму 3 698 469,60 руб. (Документ о приемке N 29 от 09.10.2023). Заказчик составил акт об установленном расхождении ассортимента и качества передаваемого товара условиям об ассортименте и качестве, установленным договором;
10.10.2023 Заказчик в адрес Поставщика направляет претензию N 07-15/2293, в которой сообщает Поставщику о несоответствии поставленного товара условиям контракта, а именно, номинальное рабочее давление баллона Стента составляет 9 АТМ , хотя по условиям контракта должен составлять 12 АТМ. Заказчик требует заменить товар в течение 10 рабочих дней;
25.10.2023 Заказчик направляет в адрес Поставщика третью заявку на поставку товаров: "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования", "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования/ Проводник диагностический гидрофильный", "Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования/ Устройство для ангиографии и ангиопластики с принадлежностями Проводниковый катетер Launcher", "Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования/ Раздувющее устройство для баллонных катетеров Encore 26 Inflation Device, Encore 26 Advantage Kit";
03.11.2023 Заказчик направляет в адрес Поставщика претензию 07-15/2552 с требованием поставить товары по третьей заявке в течение 7 календарных дней с момента получения претензии;
08.11.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступает в силу - 21.11.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- Поставщиком поставлены товары по первой заявке Заказчика в полном объеме и в установленный срок на сумму 1 400 000,00 руб.,
- Поставленный товар по второй заявке не принято заказчиком по объективным обстоятельствам, однако товар соответствует техническим характеристикам, указанным в извещении о проведении закупки, но не соответствует заявке Общества. Комиссией принято во внимание то, что в заявке "MK Эскулап" была допущена техническая ошибка;
- Поставка товаров по третьей заявке Заказчика оказалось невозможной по причине, не зависящей от поставщика - введение Правительством США новых экспортных ограничений.
Таким образом, умысла на неисполнение условий Контракта у "MK Эскулап" не имелось. Поставщик совершал действия, направленные на исполнение условий контракта.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО "MK Эскулап"
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "MK Эскулап" (ИНН 1659203050) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010520) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2023 г. N 018/06/104-955/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023