На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 29.11.2023 N 407/23, на основании обращения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (вх. N 8133/23 от 28.11.2023) о включении сведений в отношении ООО "Строительная компания им. А.Невского" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___."
Членов Инспекции: "___."
в присутствии:
"___." - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, действующей на основании доверенности от 04.12.2023;
"___." - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, действующей на основании доверенности от 05.12.2023;
"___." - представителя заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, действующей на основании доверенности от 04.12.2023;
"___." - директора ООО "Строительная компания им. А.Невского", действующего на основании Приказа N 1 от 26.05.2022;
"___." - представителя ООО "Строительная компания им. А.Невского", действующего на основании доверенности N 1 от 04.12.2023,
в результате рассмотрения обращения заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области о включении сведений в отношении ООО "Строительная компания им. А.Невского" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24 за N 0127200000223003016,
установила:
1) 18.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24 за N 0127200000223003016.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 15 875 917,21 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000223003016 подано 5 (пять) заявок.
4) Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано - ООО "Строительная компания им. А.Невского", предложившее цену контракта 12 621 351,41 рублей.
5) 13.06.2023 между заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области и ООО "Строительная компания им. А.Невского" заключен государственный контракт N 0127200000223003016_87912 на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24.
6) Согласно п. 2.1 государственного контракта сроки выполнения работ:
-дата начала выполнения работ: с даты заключения контракта.
-дата окончания выполнения работ: не позднее 30 сентября 2023 года.
8) Согласно Акту о приемке выполненных работ N 1 от 13.07.2023 заказчиком оплачено 963 260, 16 руб., Акту о приемке выполненных работ N 2 от 24.08.2023 заказчиком оплачено 514 713,05 руб., Акту о приемке выполненных работ N 3 от 26.09.2023 заказчиком оплачено 1 051 913,93 руб.
9) 15.06.2023 письмом исх. N 23-05-56 подрядчик просит заказчика уточнить расположение санузлов, уточнить возможность замены унитаза, просит согласовать замену материала перегородки, согласовать замену работы по устройству подвесных потолков.
10) 15.06.2023 письмом исх. N 23-05-57 подрядчик уведомляет заказчика о том, что по результатам рабочего совещания на объекте, были выявлены несоответствия сметной документации и объекта по видам и объемам работ, с перечнем видов работ.
11) 23.06.2023 письмом исх. N 23-06-68 подрядчик предлагает заказчику заключить дополнительное соглашение на дополнительные работы, не учтенные сметной документацией.
12) 28.06.2023 письмом исх. N 23-06-71 подрядчик уведомляет заказчика о нарушении срока оплаты аванса, предусмотренного контрактом, что приведет к увеличению сроков приобретения материалов, что в свою очередь увеличит срок выполнения работ по контракту.
13) 29.06.2023 заказчиком выплачен подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта - 3 786 405, 42 руб.
14) 03.08.2023 письмом исх. N 23-08-93 подрядчик направляет в адрес заказчика схему расположения санузла по объекту.
15) 03.08.2023 письмом исх. N 3355 заказчик сообщает, что не имеет возражений относительно расположения санузла.
16) 23.08.2023 письмом исх. N 23-07-104 подрядчик направляет в адрес заказчика для подписания акт выполненных работ N 2, справку КС-3, счет на оплату на сумму 514 713, 05 руб.
17) 23.08.2023 письмом исх. N 23-08-105 подрядчик направляет в адрес заказчика для подписания дополнительное соглашение к контракту об увеличении цены контракта в пределах 10% от цены контракта на 1 262 135, 14 рублей, в связи с выявлением дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией (дополнительное соглашение не подписано заказчиком).
18) 05.09.2023 письмом исх. N 23-09-108 подрядчик просит заказчика дать разъяснения по монтажу электромонтажного оборудования в помещениях на объекте, поскольку контракт не включает проектную документацию по установке данного оборудования, а также уведомляет, что сметной документацией предусмотрены работы по установке щитков осветительных, однако, стоимость материала щитка не учтена и отсутствуют их характеристики.
19) 25.09.2023 письмом исх. N 23-09-114 подрядчик направляет в адрес заказчика для подписания акт выполненных работ N 2, справку КС-3, счет на оплату от 25.09.2023 на сумму 1 051 913,93 руб.
20) 25.09.2023 письмом исх. N 23-09-115 подрядчик гарантирует, что в срок до 05.10.2023 оконные блоки, установленные на втором этаже здания автовокзала будут приведены в соответствие со сметой.
21) 25.09.2023 письмом исх. N 23-09-115/1 подрядчик уведомляет заказчика о возникновении дополнительных работ (по замене отопления всего здания, замене конструктива фасада, внесение дополнений в электромонтажные работы), без которых невозможно дальнейшее производство работ, с просьбой увеличить срок выполнения работ по контракту до 31.12.2023.
22) 29.09.2023 между заказчиком и подрядчиком подписано дополнительное соглашение N 1 к контракту о продлении сроков выполнения работ до 01.11.2023.
23) 02.10.2023 письмом исх. N 23-09-117 подрядчик уведомляет заказчика о возникновении необходимости исключения и добавления работ, не предусмотренных сметой, с просьбой направить на экспертизу сметы на дополнительные работы, с просьбой продлить срок выполнения работ до 25.12.2023.
24) 01.11.2023 письмом исх. N58 ООО "Феникс", выполняющее строительный контроль на объекте, сообщает заказчику о том, что по состоянию на 01.11.2023 строительная готовность объекта составляет 50%, подрядная организация не справилась с обязанностью завершить объект в установленный срок.
25) 03.11.2023 исх. N 5100 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия о невыполнении обязательств по контракту.
26) 14.11.2023 исх. N 5326 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия о невыполнении обязательств по контракту с начислением за просрочку исполнения обязательств пени и штрафа за неисполнение обязательств.
27) 15.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28) 24.11.2023 исх. бн подрядчиком в адрес заказчика направлены возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В рамках рассмотрения обращения объявлялся перерыв с 15:50 ч. 05.12.2023 до 16:00 ч. 05.12.2023.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области 15.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000223003016_87912 от 13.06.2023 на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение срока выполнения работ по контракту.
Пунктом 14.4 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, если в процессе выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом и в предусмотренный Контрактом срок.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области 15.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000223003016_87912 от 13.06.2023 на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 15.11.2023, которое впоследствии 15.11.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 15.11.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 15.11.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 27.11.2023 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Строительная компания им. А.Невского" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в рамках заключенного государственного контракта недобросовестного поведения подрядчика ООО "Строительная компания им. А.Невского".
Данный вывод подтверждается следующим:
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно п. 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В рамках рассмотрения дела, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что 13.06.2023 г. между Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области и ООО "Строительная компания им. А. Невского" был заключен государственный контракт N 0127200000223003016_87912 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24"
В соответствии с п. 1.1. контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по объекту: "Капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24.", в соответствии со сметной документацией.
Согласно п.2.1 контракта сроки выполнения работ по контракту установлены: с даты заключения контракта (с 13.06.2023), дата окончания выполнения работ не позднее: 30 сентября 2023 г. (впоследствии срок выполнения работ продлен дополнительным соглашением до 01.11.2023).
Установлено, что подрядчик своевременно приступил к исполнению принятых на себя обязательств по контракту.
15.06.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлялись информационные письма (исх. N 23-05-56, исх. N 23-05-57) в которых сообщалось о том, что подрядчиком была произведена оценка соответствия сметной документации и объекта по видам и объемам работ. Были выявлены несоответствия. Также требовалось уточнения по замене строительных материалов.
23.06.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N23-06-68) с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту N 0127200000223003016_87912 от 13.06.2023 г. (к письму прилагались - Акт на добавляемы виды работ, а также дополнительное соглашение с приложениями).
03.08.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлялось письмо (исх. N 23-08-93) с просьбой утвердить схему расположения санузла п внутренних инженерных систем здания автовокзала.
03.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика был направлен ответ (исх. N 3355), в котором Заказчик согласовывает ранее представленную схему.
Как установлено Инспекцией Брянского УФАС России письмо заказчика от 03.08.2023 (исх. N 3355) - это единственное письмо со стороны заказчика в рамках исполнения рассматриваемого контракта.
09.08.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены документы для подписания дополнительного соглашения N 1 со сметами на внесение изменений в локально-сметный расчет.
05.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 23-09-108) в котором проинформировал о том, что Контрактом не предусмотрена проектная документация по установке электромонтажного оборудования в помещениях на объекте Заказчика. Подрядчик также просил предоставить разъяснения по монтажу оборудования:
- выключатель двухклавишный для скрытой проводки - 6 штук;
- выключатель одноклавишный для скрытой проводки - 18 штук;
- розетка открытой проводки с заземлением - 32 шт;
- светильники люминесцентные с зеркальной экранирующей решеткой, встраиваемые типа: ARS/R 418 (595) c ЭМПРА - 8 штук;
- светильники с люминесцентными лампами, потолочные, с зеркальной экранирующей решеткой, мощность 2x36 Вт, ЭПРА, IP20, размер 1225x310x80 мм - 25 штук;
- светильники с люминесцентными лампами, потолочные, с опаловым рассеивателем, мощность 1x9 Вт, IP54, ЭмПРА, УХЛ2, размер 200x200x58 мм - 22 штук;
Подрядчик также указал, что в сметной документации предусмотрены работы по установке щитков осветительных массой до 15 кг (количество 2 шт.) и 6 кг (количество 2 шт.), стоимость материалов щитка не учтена и не известны их характеристики.
08.09.2023 Подрядчиком были подготовлены сметы по прокладке трубопроводов в санузлах (водоснабжение и водоотведение) и были направлены на согласование в адрес Заказчика по электронной почте vira_s@mail.ru.
25.09.2023 Подрядчик уведомил Заказчика письмом (исх. N 23-09-115/1) о том, что возникла необходимость выполнения дополнительных работ по замене отопления всего здания, замена конструктива фасада, внесение дополнений в электромонтажные работы, без которых невозможно дальнейшее производство работ.
Подрядчиком также было отмечено, что сметная документация на дополнительные работы требует прохождения экспертизы, в связи с чем необходимо увеличение срока выполнения работ до 31.12.2023.
29.09.2023 г. между Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области и ООО "Строительная компания им. А. Невского" было заключено дополнительное соглашение N 1 на продление сроков выполнения работ, а именно до 01.11.2023 в связи с выявлением дополнительных работ.
02.10.2023 подрядчик повторно направил в адрес заказчика письмо (исх. N 23-09-117) с просьбой направить на экспертизу подготовленные сметы на дополнительные работы.
15.11.2023 заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 0127200000223003016_87912 в связи с ненадлежащим его исполнением подрядчиком.
24.11.2023 Подрядчиком в Единой информационной системе были опубликованы мотивированные возражения на вышеуказанное решение об одностороннем отказе, в котором подрядчик просил предоставить информацию, касательно результатов прохождения сметных расчетов в экспертизе.
Исходя из анализа переписки сторон, пояснений представителей сторон в рамках рассмотрения обращения, установлено, что в ходе исполнения обязательств по контракту, подрядчиком выявлены не соответствия сметной документации и объема работ, которые необходимо выполнить на объекте.
Следовательно, необходимо было привести проектную и сметную документацию в соответствие с фактическими обстоятельствами.
Учитывая наличие указанных обстоятельств, общество неоднократно уведомляло заказчика о выявлении дополнительного объема работ, обращалось к заказчику с просьбой принять решение о проведении дополнительных видов работ и увеличению сметной стоимости работ, просило заказчика направить на экспертизу подготовленные сметы на дополнительные работы.
Заказчиком лишь 03.10.2023 направлено в адрес АУБО "Государственная экспертиза проектов Брянской области" заявление N 125538 на внесение изменений в сметную документацию (в то время как о выявленных дополнительных работах заказчику стало известно в июне 2023).
Однако, к заявлению у АУБО "Государственная экспертиза проектов Брянской области" имелись замечания (заказчиком не предоставлена ведомость, письмо по финансированию и т.д.), которые на момент рассмотрения настоящего дела заказчиком не устранены, то есть производство дополнительных работ не согласовано.
Инспекцией Брянского УФАС России также установлено, что между заказчиком и подрядчиком 29.09.2023 было заключено дополнительное соглашение на продление сроков выполнения работ в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ (по замене отопления здания, замены конструктива фасада, дополнительных электромонтажных работ), что также свидетельствует о несоответствиях сметной документации фактическим объемам работ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о действительной необходимости выполнения дополнительных работ на объекте и приведении сметной документации в соответствие с фактическими обстоятельствами.
Инспекция Брянского УФАС России также отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24.
Выполнение работ должно осуществляться подрядчиком в соответствии со сметной документацией, размещенной заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в составе извещения о закупке за N 0127200000223003016.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения обращения, представителями заказчика на обозрение Инспекции представлены Протоколы рабочих совещаний (N 1 от 12.07.2023, N2 от 24.07.2023, N 3 от 31.07.2023 (отсутствует подпись директора общества), N 4 от 07.08.2023)
Исходя из анализа данных протоколов установлено, что подрядчику неоднократно поручалось произвести перерасчет по исключаемым и добавляемым видам работ.
При этом, в частности, сметой заложена кирпичная кладка высотой 1,8 м. Протоколом N1 от 12.07.2023 подрядчику необходимо было произвести перерасчет на высоту 1-м., а Протоколом N 2 от 24.07.2023 перерасчет на высоту 1,3.
Кроме того, подрядчику необходимо было произвести расчет стоимости, в том числе, устройства деревянного козырька и стеклянного козырька. Рассчитать облицовку фасада сайдингом и облицовку фасада алюкобондом.
ООО "Строительная компания им. А. Невского" выполняло корректировку технических решений с учетом пожеланий заказчика (представлены скриншоты с электронной почты о направлении корректировок).
Однако, подрядчик не мог выполнять работы ввиду отсутствия согласования корректировок со стороны заказчика.
Инспекция обращает внимание также и на то, что материал облицовки фасада, материал устройства козырька, высота кирпичной кладки и др. предусмотрены сметой.
Ввиду выявления несоответствий и дополнительных работ, необходимо было внесение изменений в условия контракта.
Изменения в контракт действительны лишь в том случае, если они оформлены в виде дополнительного соглашения, подписаны сторонами и сведения о них внесены в реестр контрактов.
Однако, установлено, что дополнительное соглашение между сторонами не заключалось.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что возникшие дополнительные работы и замена материалов на объекте должны были быть рассмотрены заказчиком. И заказчик должен был принять решение о необходимости выполнения дополнительных работ и необходимости замены материалов. В случае выполнения работ или замены материалов без согласования с заказчиком подрядчик не имеет права претендовать на оплату этих работ и работ, выполненных с замененными материалами.
Однако, отсутствие согласования, явилось препятствием к выполнению работ подрядчиком.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заказчику было известно о наличии возникших у подрядчика сложностей при исполнении контракта; однако, действий, направленных на оказание содействия подрядчику в исполнении условий контракта, принятия конструктивного решения по разрешению возникших вопросов заказчик не предпринял (ввиду отсутствия согласования заказчиком объема дополнительных работ и замены материалов, увеличения сметной стоимости работ, с учетом замечаний общества, не устранение замечаний в заявлении на проведение экспертизы на дополнительный объем работ).
Представители заказчика в рамках рассмотрения дела указывали на возможность и отсутствие препятствий к выполнению иных работ по контракту, на которые корректировка не требовалась, в частности, работ по установке витражей.
Представители подрядчика указывали, что на установку витражей влияли, в том, числе, не согласованные заказчиком изменения устройства витражей на дополнительную высоту, что отражено в Протоколе N 1 от 12.07.2023.
Инспекцией установлено, что в Протокол N 1 от 12.07.2023 действительно содержит указание на необходимость производства перерасчёта устройства витражей на доп. высоту 80 см (30м2).
Более того, Протокол N 2 от 24.07.2023 содержит указание на необходимость производства перерасчёта устройства витражей на доп. высоту 50 см (19м2).
То есть заказчик как не определил свою потребность в дополнительной высоте устройства витражей, так и не согласовал данные изменения подрядчику, ввиду чего выполнить установку витражей не представлялось возможным.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение обществом умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строительная компания им. А. Невского", в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, сведения в отношении ООО "Строительная компания им. А. Невского" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, Инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
2.1. Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области нарушены положения ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке, поскольку заказчиком несвоевременно направлена в реестр контрактов информация о заключении дополнительного соглашения к контракту.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.
Установлено, что в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, стороны внесли изменения в контракт (продлили сроки выполнения работ по контракту), подписав соответствующее Дополнительное соглашение N 1 от 29.09.2023.
Поскольку Дополнительное соглашение подписано сторонами 29.09.2023, следовательно, регламентированный срок направления данных сведений в реестр контрактов наступает с 02.10.2023 по 06.10.2023.
Вместе с тем, информация о заключении дополнительного соглашения к контракту направлена заказчиком 12.10.2023, то есть с нарушением установленного срока.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, согласно которым, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона): 1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, поскольку заказчиком в п. 9.5, 9.10.1 контракта, размещенного в составе извещения о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт фасада, внутренних помещений и внутренних инженерных систем здание автовокзала, расположенное по адресу: Брянская область, г. Унеча, ул. Иванова, д. 24 за N 0127200000223003016, предусмотрено оформление документов о приемке выполненных работ, в том числе, в письменном виде, в то время как действующие вышеназванные положения Закона о контрактной системе указывают на необходимость формирования таких документов, исключительно с использованием единой информационной системы.
Раздел 9 контракта определяет порядок приемки выполненных работ.
Так, согласно положениям п. 9.10. контракта предусмотрено, что Акт о приемке выполненных работ передается, принимается и подписывается сторонами с помощью функционала единой информационной системы в соответствии с ч. 13 ст. 94 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно п.9.5 контракта подрядчик в течение 5-ти рабочих дней после окончания выполнения работ отчетного периода (этапа) Контракта направляет Заказчику:
-акт о приемке выполненных работ по форме КС-2;
-исполнительную документацию и документы (заверенные копии сертификатов), удостоверяющие соответствие материалов, изделий, конструкций проектным решениям (виду, марке и прочее);
-справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 - 3 экз.;
-счет и/или счет-фактуру.
В соответствии с п 9.10.1 контракта в течение 3-х рабочих дней после подписания Подрядчиком и Заказчиком на бумажном носителе документов, указанных в пункте 9.5, Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию в соответствии с пп а)-ж) п. 1) ч. 13 ст. 94 Федерального закона о контрактной системе. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Таким образом, из содержания пп. 9.5, 9.10.1 контракта следует, что указанным пунктами проекта контракта предусмотрено оформление документов о приемке выполненных работ в письменном виде, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.3 Заказчиком Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области нарушены положения ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке, поскольку заказчиком не направлен и не размещен в реестре контрактов следующий документ: претензия от 14.11.2023 с требованием об уплате пени и штрафа в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.
Установлено, что заказчиком претензия направлена в адрес подрядчика 14.11.2023.
Регламентированный срок направления данных сведений в реестр контрактов наступает с 15.11.2023 по 21.11.2023.
Вместе с тем, претензия от 14.11.2023 с требованием об уплате пени и штрафа в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчиком не направлена и не размещена в реестре контрактов.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Сведения в отношении ООО "Строительная компания им. А. Невского" "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области нарушения положений пп.8, 10 ч.2 ст. 103, ч. 3 ст. 103, ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку контракт расторгнут.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "___."
Члены инспекции "___."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 декабря 2023 г. N РНП-32-818
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023