Резолютивная часть решения объявлена 01.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.12.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N 158 от 22 ноября 2023 г.), "_" (доверенность N 157 от 22 ноября 2023 г.), "_" (доверенность N ОС-124 от 28 августа 2023 года),
при участии представителей Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Иркутской области (далее - Заявитель) - "_" (доверенность N 24 от 24 апреля 2023 г.), "_" (доверенность N 42 от 29 ноября 2023 г.);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (Охранный (технический) мониторинг) по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 96, д. 7, (извещение N 0234100000123000471), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 27 ноября 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком, в нарушение подпункта 12 пункта 1 ст.42 Федерального закона N44-ФЗ, неправомерно установлено требование о наличии возможности принять участие в закупке любому юридическому и физическому лицу, в том числе, частным охранным организациям, что является нарушением пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587).
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 21 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0234100000123000471 на оказание охранных услуг (Охранный (технический) мониторинг) по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 96, д. 7 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 113 994, 05 руб.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком во исполнение вышеназванной нормы в пункте 31 Извещения установлено: "В настоящем электронном аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Предметом осуществляемой закупки является Оказание охранных услуг (Охранный (технический) мониторинг) по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 96, д. 7.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно приложению N 1.
Из положений пункта 1 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 587 следует, что частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) с 01 января 2023 г. создан Фонд пенсионного и социального страхования учреждения путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона N 236-ФЗ, Фонд создан при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.
Таким образом, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации является некоммерческой организацией, а именно государственным учреждением, созданным в форме государственного внебюджетного фонда.
В качестве подтверждения своих доводов Заявитель ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"" (далее - постановление Конституционного Суда РФ N9-П 25.06.2001 г.):
"_ Пенсионный фонд Российской Федерации - в силу названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий.
Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.".
Проведя анализ вышеуказанного постановления Комиссия приходит к выводу, что Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает факт наличия у Пенсионного фонда Российской Федерации публично-властных полномочий по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, вместе с тем, по тексту отсутствует прямое указание на статус Пенсионного фонда Российской Федерации как органа исполнительной власти Российской Федерации.
Более того, согласно Указу Президента РФ от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента N21), принятого в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", система федеральных органов исполнительной власти России в настоящее время состоит из:
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.
Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, государственные внебюджетные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России.
Выполнение Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации публично-правовых функций по обеспечению конституционного права на государственную пенсию не является основанием для внесения его в структуру и систему органов государственной власти.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587.
Как было указано ранее, к числу таких объектов относятся, в том числе здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня Постановления N 587 определяющее значение имеет факт использования таких объектов органами законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона N236-ФЗ, Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения и не имеет статуса государственного органа или органа местного самоуправления, а работники Фонда не являются ни государственными, ни муниципальными служащими.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно не применил пункт 1 Перечня Постановления N 587 при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг.
При таких обстоятельствах довод Заявителя относительно неправомерного установления Заказчиком в Извещении требования о возможности участия в закупке любых лиц, в том числе частных охранных организаций, является необоснованным.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России N ПИ/29335/23 от 17.04.2023 г. и письме Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N20-17/158825 от 14.09.2023 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Иркутской области необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023