Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.12.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Иркутская областная психиатрическая больница N2" (далее - Заказчик) <_>, <_>;
при участии представителей Общество с ограниченной ответственностью "ИП Федотов" (далее - ООО "ИП Федотов", общество); <_>, <_>, <_>, рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИП Федотов" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка смеси сухой белковой композитной", извещение N0134200000123003854, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 ноября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ИП Федотов" допущены существенные нарушения условий по контракту от 17 октября 2023 года на поставку смеси сухой белковой композитной, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "ИП Федотов" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Уполномоченным органом на основании заявки Заказчика 21 сентября 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134200000123003854 о проведении электронного аукциона "Поставка смеси сухой белковой композитной" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 360 000 рублей 00 копеек.
29 сентября 2023 года в Единой информационной системе размещен протокол подачи ценовых предложений от 29.09.2023 NЦПА1, согласно которому от ООО "ИП Федотов" поступило предложение о цене контракта на сумму 861 400 рублей 00 копеек, что на 63,50 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.10.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "ИП Федотов".
Государственный контракт Ф.2023.3854 на поставку смеси сухой белковой композитной по результатам электронного аукциона был заключен между Заказчиком и ООО "ИП Федотов" 17.10.2023 г. (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта поставщик обязуется передать в собственность смесь сухую белковую композитную (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) к поставке требуется "Смесь сухая белковая композитная", со следующими характеристиками:
Смесь белковая композитная сухая
Вид применяемого сырья: Белок молока
Агломерированная форма: Да
Наличие обогащающих компонентов: Да
Область применения - Предназначена для использования пищеблоками медицинских организаций и учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториями и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента при приготовлении блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет, работников, занятых на работах с вредными условиями труда; для реализации населению.
Пищевая и энергетическая ценность в 100 г смеси белковой композитной сухой, используемой в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты в соответствии с требованиями таблицы В.2 ГОСТа 33933-2016.
В пункте 3.1. Контракта установлены следующие условия и сроки поставки товара: Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 14 (четырнадцати) календарных дней до предполагаемой поставки Товара.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 14 (четырнадцати) календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Срок поставки: С момента заключения контракта по 22.12.2023 года.
Периодичность поставки: по заявке заказчика, в рабочие дни с 9:00 до 16:00 часов.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было поставить смесь сухую белковую композитную в срок с 17 октября 2023 года по 22 декабря 2023 года.
03 октября 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 1568 в котором указывает, что с учетом установленных характеристик товара описанию объекта закупки соответствует смесь белковая композитная сухая, произведенная на основе исключительно белка молока без включения изолированных соевых белков. При подаче заявки вашей организацией в характеристиках предлагаемого товара Вами указано что смесь белковая композитная сухая обогащена изолированным соевым белком. Также, было представлено Свидетельство о государственной регистрации продукции NRU.77.99.32.004.R/000119.01.23 от 24.01.2023 г. на смесь белковую композитную сухую марки "СЭТ" серии "Оптима" ("СЭТ Оптима"). Данная смесь имеет следующий состав: продукт сухой на основе молочной сыворотки заменителя молочного жира (масло кокосовое, сыворотка молочная, патока, моно и диглицериды жирных кислот), концентрат белка молочной сыворотки, изолят соевого белка, мальтодекстрин, глюкоза, инулин. Исходя из данного состава следует вывод, что смесь белковая композитная сухая "СЭТ Оптима" изготовлена не на основе белка молока (казеина и/или белков сыворотки молока), что требовалось Заказчиком в Техническом задании. Также в указанном письме Заказчик просит, чтобы Общество при поставке товара учло требование Заказчика к составу продукта (вид применяемого сырья) исходя из Технического задания. В противном случае товар не будет принят Заказчиком.
06 октября 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. 1 в котором указывает, что СЕКС СЭТ "Оптима" достоверно указало информацию о наличии белков молока в составе смеси, и об обогащении СБКС изолированным соевым белком. Поскольку Техническим заданием установлены требования о наличии, а не об отсутствии того или иного компонента в составе смеси, Поставщик поставил товар, в полном объеме соответствующий установленным характеристикам и требованиям к качеству и безопасности продукции. Какого-либо запрета на применение изолированного соевого белка в составе смеси техническое задание не содержало. Указанная Заказчиком в описании объекта закупки и в техническом задании к Контракту в части вида применяемого сырья соблюдена Поставщиком - как видно из состава СБКС СЭТ "Оптима", в составе имеется концентрат белка молочной сыворотки.
30 октября 2023 года транспортной компанией от ООО "ИП Федотов" поставлен товар не соответствующий характеристикам указанным в Контракте: Смесь сухая белковая композитная Смесь белковая композитная сухая "СЭТ Оптима", в количестве 1 000 кг.
Согласно пункту 3.6. Контракта для проверки представленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов, заключенных между Заказчиком и экспертом, экспертной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе.
Отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения, учитываются при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного Товара.
Для проверки поставленного товара в части его соответствия условиям контракта, Заказчиком проведена экспертиза своими силами, по результатам которой установлено, что поставленный товар, не соответствует техническому заданию, являющемуся приложением N2 к Контракту. В состав поставленной СБКС марки "СЭТ" серии "Оптима" входят: продукт пищевой сухой на основе молочной сыворотки и заменителя молочного жира (масло кокосовое, сыворотка молочная, патока, моно и диглицериды жирных кислот), концентрат белка молочной сыворотки, изолят соевого белка, мальтодекстрин, глюкоза, инулин.
Содержание в составе СБКС марки "СЭТ" серии "Оптима" изолята соевого белка не соответствует требованиям Заказчика к составу СБКС, так как Заказчиком было установлено требование к виду применяемого компонента исключительно на основе белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) в соответствии ГОСТ 33933-2016 и КТРУ - 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная".
На основании изложенного, Заказчиком 07 ноября 2023 года составлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара.
30 октября 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо с предложением подписать дополнительное соглашение к Контракту о поставке товара с улучшенной характеристикой по мнению Общества (включением в состав СБКС изолированного соевого белка).
31 октября 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 1768 в котором сообщает о том, что дополнительное соглашение к контракту NФ.2023.3854 не может быть заключено, так как изолят соевого белка в составе СЕКС "СЭТ Оптима" является одним из основных сырьем, а не обогащающим компонентом и не улучшает характеристики СЕКС, что противоречит техническому заданию закупки и контракта.
07 ноября 2023 года Заказчиком в адрес Общества направлена претензия с требованием произвести замену товара, поставленного 30 октября 2023 года, на товар, соответствующий условиям контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения мотивированного отказа от приемки.
По состоянию на 14 ноября 2023 года (срок по претензии) товар, предусмотренный Контрактом, Обществом не поставлен, нарушения, указанные в мотивированном отказе от 07 ноября 2023 года, не устранены.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлено заказчику пунктом 11.2 Контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации урегулировано, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
15 ноября 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с поставкой Обществом товара, не соответствующего условиям контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 15 ноября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "ИП Федотов" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27 ноября 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 27 ноября 2023 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
ООО "ИП Федотов" в установленный частью 13 статьи 95 Федеральным законом N44-ФЗ 10-дневный срок не предприняло действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта.
При таких обстоятельствах датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 27 ноября 2023 года.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Общества при исполнении им своих обязательств по контракту.
30 октября 2023 года транспортной компанией от ООО "ИП Федотов" поставлен товар, предусмотренный контрактом: Смесь сухая белковая композитная Смесь белковая композитная сухая "СЭТ Оптима", в количестве 1 000 кг.
Для проверки поставленного товара в части его соответствия условиям контракта, Заказчиком проведена экспертиза своими силами, по результатам которой установлено, что поставленный товар, не соответствует техническому заданию, являющемуся приложением N2 к Контракту. В состав поставленной СБКС марки "СЭТ" серии "Оптима" входят: продукт пищевой сухой на основе молочной сыворотки и заменителя молочного жира (масло кокосовое, сыворотка молочная, патока, моно и диглицериды жирных кислот), концентрат белка молочной сыворотки, изолят соевого белка, мальтодекстрин, глюкоза, инулин. Содержание в составе СБКС марки "СЭТ" серии "Оптима" изолята соевого белка не соответствует требованиям Заказчика к составу СБКС, так как Заказчиком было установлено требование к виду применяемого компонента исключительно на основе белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) в соответствии ГОСТ 33933-2016 и КТРУ - 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная".
На основании изложенного, Заказчиком 07 ноября 2023 года составлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке поставленного товара.
10 ноября 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет возражения на мотивированный отказа заказчика от приемки товара, в которых указывает, что ООО "ИП Федотов" не согласен с отказом Заказчика от приемки Товара, так как Техническим заданием к Контракту была установлена характеристика: вид применяемого сырья: белок молока. При этом поставленная Обществом СБКС серии СЭТ марки "Оптима" имеет в своем составе концентрат белка молочной сыворотки. В соответствии с определением, приведенным в Техническом Регламенте Таможенного Союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", "сывороточный белок" - белок молока, остающийся в молочной сыворотке после осаждения казеина; "концентрат сывороточных белков" - сывороточные белки (белки молока), полученные из молочной сыворотки путем концентрирования или ультрафильтрации. Таким образом, СБКС СЭТ "Оптпма" достоверно указало информацию о наличии белков молока в составе смеси. Таким образом, у Заказчика отсутствуют основания для отказа в приемке Товара, такой отказ противоречит целям осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, создает препятствия в исполнении Обществом своей деятельности и обязательств по Контракту.
При этом, Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту) к поставке требуется "Смесь сухая белковая композитная", со следующими характеристиками:
Смесь белковая композитная сухая
Вид применяемого сырья: Белок молока
Агломерированная форма: Да
Наличие обогащающих компонентов: Да
Область применения - Предназначена для использования пищеблоками медицинских организаций и учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториями и другими предприятиями общественного питания в качестве компонента при приготовлении блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет, работников, занятых на работах с вредными условиями труда; для реализации населению.
Пищевая и энергетическая ценность в 100 г смеси белковой композитной сухой, используемой в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты в соответствии с требованиями таблицы В.2 ГОСТа 33933-2016.
Более того, при проведении электронного аукциона Заказчиком был получен запрос о разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона в основе которого Заказчиком был дан ответ, о том, что Заказчику необходима смесь белковая композитная сухая, в составе которой используется исключительно белок молока.
Заказчиком опубликованы разъяснения положений извещения об осуществлении закупки - 25 сентября 2023 года.
Таким образом, Общество, заключив государственный Контракт, согласилось с условиями Контракта и приняло все риски на себя в связи с неисполнением Контракта.
Так, Общество подавая заявку на участие в электронном аукционе и подписав Контракт на электронной площадке, конклюдентно согласилось со всеми условиями и приняло на себя все обязательства в рамках Контракта. Общество должно было заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность поставки товара, согласно условиям Контракта. На стадии проведения закупочной процедуры подобных вопросов у Обществом не было, положения извещения об осуществлении закупки Обществом не оспаривались.
Напротив, при подачи заявки Общество согласилось с условиями Контракта и в первой части заявки выразило согласие на поставку - Смеси белковой композитной сухой. Вид применяемого сырья: Белок молока.
Таким образом, Общество заблаговременно было информировано о том, что Заказчику необходима смесь белковая композитная сухая, в составе которой используется исключительно белок молока и тем самым целенаправленно поставило товар не в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, из материалов дела следует, что при участии в аукционе ООО "ИП Федотов" снизило начальную (максимальную) цену контракта с 2 360 000 рублей 00 копеек до 861 400 рублей 00 копеек (то есть снижение цены Контракта в ходе торгов составило 63,50 %).
При этом, Комиссия отмечает, что основной компонент белок молока содержащийся в смеси белковой значительно дороже, чем изолят соевого белка, тем самым Общество умышленно и намеренно намеревалось поставить Заказчику товара значительно дешевле заявленного.
В данной ситуации Общество пренебрегло основной целью Закона о контрактной системе - удовлетворение потребности Заказчика, пытаясь поставить товара не соответствующий условиям Контракта.
Также необходимо учитывать, что товар по Контракту подлежит к поставке в социально значимое учреждение здравоохранения (Областное государственное казенное учреждение здравоохранения "Иркутская областная психиатрическая больница N2"), предназначен для питания пациентов, в том числе, детей, следовательно, заключение Заказчиком контракта поставки товара представляет определенную гарантию, того что товар по заключенному контракту будет поставлен в срок, надлежащего качества и будет безопасным для потребления. В свою очередь отсутствие данного товара может негативно сказаться на общем состоянии здоровья пациентов и привести к дефициту питательных веществ.
Из представленных документов Комиссия установила, что Общество со своей стороны не рассчитало свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив снижение начальной (максимальной) цены контракта, стало победителем электронного аукциона, однако не исполнило требования контракта, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о недобросовестном поведении Общества.
Представленные в материалы дела документы служат лишь имитацией намерения исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. Представленная в материалы дела переписка ООО "ИП Федотов" с Заказчиком свидетельствует, что Общество изначально не имело намерений поставить товар, соответствующий описанию объекта закупки. В течении всего периода взаимодействия, Общество предпринимало попытки поставить Заказчику товар, несоответствующий запрашиваемым характеристикам.
Общество, имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, не могло не знать о рисках, которые влечет за собой отказ Заказчика от приемки товара, однако подало заявку с предложением заведомо несоответствующему описанию объекта закупки.
Предлагая товар, соответствующий описанию объекта закупки, добросовестный участник закупки предупреждает риски нарушений действующего законодательства, со своей стороны. Таким образом, Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ИП Федотов", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту (фактически Обществом был изначально предложен к поставке товар не соответствующий техническому заданию и все последующие действия были направлены лишь на попытку убедить Заказчика принять товар не соответствующий Контракту), в то время как при должной осмотрительности Общество должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Общество, подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, и участники закупки должны добросовестно исполнять взятые обязательства, а также осознавать возможный риск наступления неблагоприятных последствий.
Каких-либо иных доказательств того, что Общество поставляло заказчику товар необходимый по условиям Контракта, а также доказательства отказа заказчика от поставленного Обществом товара в Иркутское УФАС России не представлено. Отсутствие таких доказательств свидетельствует о бездействии ООО "ИП Федотов" при исполнении своих обязательств по Контракту и отсутствие у него намерения исполнить контракт.
Бездействие ООО "ИП Федотов", не осуществившего поставку товара по условиям Контракта, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта, а именно своевременной поставки товара в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке в Реестр.
В связи с тем, что в результате допущенных ООО "ИП Федотов" нарушений заказчик лишился возможности достижения результата поставленного товара в объеме и сроки, установленные контрактом, то есть необходимые для удовлетворения муниципальных нужд и достижения целей закупки в соответствии со статьей 13 Федерального закона N44-ФЗ, такие нарушения условий контракта являются существенными.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ООО "ИП Федотов" исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, подтверждающих, невозможность исполнения обязательств по контракту со стороны ООО "ИП Федотов" в материалы дела представлено не было.
Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ИП Федотов" не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях индивидуального предпринимателя как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Недобросовестное поведение общества послужило основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что на момент рассмотрения обращения Общество так и не исполнило свои обязательства по Контракту. Таким образом, ООО "ИП Федотов" намеренно и умышленно при исполнении контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО "ИП Федотов" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИП Федотов" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ИП Федотов" (<_>), в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ИП Федотов" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_>
|
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023