На основании поручения ФАС России от 13 июня 2019 года N МЕ/49839-ПР/19 о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/324/23 от 17 ноября 2023 г.,
Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: ///;
участники Инспекции: ///;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ИНН
3808059441), уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (ИНН 3808131923) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000123003395 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Хужир-Харанцы в Ольхонском районе Иркутской области".
Место нахождения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ- Батора, 15; Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области": 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Литвинова, д. 3.
Проверка начата 22.11.2023 г., окончена 05.12.2023 г.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены информация, размещенная в Единой информационной системе, копии следующих документов:
* Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Иркутской области от 15.06.2023 г. N 92-53-мр "О внесении изменений в состав комиссии N 1";
* извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000123003395 со всеми приложениями;
* заявки участников закупки;
* протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
* государственный контракт N 03/172-23 от 06.09.2023;
* иные материалы.
Описательная часть
20 декабря 2019 года в Иркутское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступило поручение NМЕ/111773- ПР/19 от 19 декабря 2019 года о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеназванного поручения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении аукциона в электронной форме для закупки N 0134200000123003395 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Хужир- Харанцы в Ольхонском районе Иркутской области" - закупка в рамках национального
проекта "Безопасные качественные дороги".
В ходе проведения проверки Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что уполномоченным органом на основании заявки заказчика 10.08.2023 в Единой информационной системы на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме для закупки N 0134200000123003395 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Хужир- Харанцы в Ольхонском районе Иркутской области".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 297 695 390 рублей 00 копеек.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 5 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать проект контракта.
Требования к контракту содержаться в статье 34 Федерального закона N 44- ФЗ.
Так, частью 23 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, установлены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775, согласно пункту 2 которого при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд такой размер составляет 100 миллионов рублей.
Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства (часть 24 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее - Типовые условия), которые подлежат применению заказчиками путем включения положений указанных Типовых условий в проекты контрактов.
Так, в соответствии с пунктом 9 Типовых условий "Предоставлять в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем, информацию заказчику обо всех привлеченных соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в случае если размеры начальной (максимальной) цены контракта превышают установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию":
а) 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных
нужд;
б) 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд".
Таким образом, положения Типовых условий противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Из части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации следует, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации.
Поскольку Типовые условия установлены постановлением Правительства Российской Федерации (является подзаконным нормативным правовым актом) на основании части 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и во исполнение указанного закона, то положения Типовых условий должны соответствовать положениям Федерального закона N 44-ФЗ и не должны противоречить им.
Следовательно, при формировании и размещении проекта контракта заказчик должен руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем в пункте 5.4.17 проекта контракта установлено "Предоставлять в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем, информацию заказчику обо всех привлеченных соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в случае если размеры начальной (максимальной) цены контракта превышают установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию".
С учетом изложенного, Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу, что предусмотренный пунктом 5.4.17 проекта контракта срок предоставления информации обо всех привлеченных соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, установлен с нарушением части 24 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Размещенный с извещением о проведении закупки проект контракта разработан заказчиком.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 7, части 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
По итогам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в закупке поступила одна заявка от Акционерного общества "Дорожная службы Иркутской области" (далее - АО "Дорожная службы по Иркутской области"), которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
06.09.2023 г. между заказчиком и АО "Дорожная службы по Иркутской области" заключен государственный контракт N 03/172-23 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Хужир-Харанцы в Ольхонском районе Иркутской области (далее - Контракт).
Сведения о заключенном Контракте размещены заказчиком в Единой информационной системе 06.09.2023 г.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении аукциона в электронной форме для закупки N 0134200000123003395 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Хужир- Харанцы в Ольхонском районе Иркутской области" Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" выявлено нарушение части 24 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ; в действиях Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области нарушений законодательства о контрактной системе нарушений не выявлено.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023