Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице АО "Уральский электромеханический завод" (вх. N 25926-ЭП/23 от 27.11.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АВЕНИР", исполнителе по контракту N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. на поставку и пуско-наладочные работы камеры испытательной (извещение N 2062700005522000005) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице АО "Уральский электромеханический завод" - *, *,
- заинтересованного лица ООО "АВЕНИР" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице АО "Уральский электромеханический завод" (вх. N 25926-ЭП/23 от 27.11.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АВЕНИР", исполнителе по контракту N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. на поставку и пуско-наладочные работы камеры испытательной (извещение N 2062700005522000005).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.11.2022 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" было размещено извещение N 2062700005522000005 на поставку и пуско-наладочные работы камеры испытательной.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 3 765 920, 67 рублей.
Контракт N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. на поставку и пуско-наладочные работы камеры испытательной был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 26.12.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. головной исполнитель обязуется поставить камеру испытательную в соответствии с Техническим заданием (приложение N 2 к настоящему контракту) (далее - Продукцию) и надлежащим образом своевременно выполнить пуско-наладочные работы камеры испытательной (далее - ПНР), согласно условиям настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Продукцию и ПНР согласно Ведомости поставки и выполнения работ (приложение N 1).
Пунктом 1.3. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта Заказчик и Головной исполнитель руководствуются требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ).
Общая цена контракта за поставленную Продукцию и выполненные ПНР в соответствии с условиями настоящего контракта составляет: 3 747 091 (три миллиона семьсот сорок семь тысяч девяносто один) рубль 06 копеек, в том числе НДС (20%) - 624 515 (шестьсот двадцать четыре тысячи пятьсот пятнадцать) рублей 18 копеек (далее - цена контракта), в соответствии с Ведомостью поставки и выполнения работ (приложение N1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 2.1. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г.).
Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. определены обязанности головного исполнителя, а именно:
3.1.1. поставить Продукцию в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с техническими параметрами и характеристиками, указанными в Техническом задании (приложение N 2), Ведомостью поставки и выполнения работ (приложение N 1), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта;
3.1.2. выполнить ПНР в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с условиями Контракта;
3.1.3. оказать услуги по доставке, разгрузке, провести проверку комплектности поставленной Продукции согласно Техническому заданию (приложение N 2 к контракту), оказать услуги по сборке, произвести проверку Продукции в работе, оказать услуги по вводу в эксплуатацию Продукции, провести технический инструктаж эксплуатирующего и обслуживающего персонала Заказчика приемам и методам работы с Продукцией.
Согласно п. 4.1. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. поставка продукции и выполнение ПНР устанавливаются в сроки, предусмотренные в Ведомости поставки и выполнения работ (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 4.2. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. головной исполнитель обязан в установленный срок поставки доставить продукцию по адресу, указанному в п.1.6. настоящего контракта.
Согласно п. 6.1. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. выполнение пусконаладочных работ Продукции (ПНР) включает в себя:
пусконаладочные работы, в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, контролю выходных параметров Продукции, ввод Продукции в эксплуатацию;
проведение технического инструктажа эксплуатирующего и обслуживающего персонала Заказчика приемам и методам работы с Продукцией.
На основании п. 6.2. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. ПНР производятся Головным исполнителем в соответствии с условиями контракта и Ведомостью поставки и выполнения работ (приложение N 1 к контракту) Головным исполнителем лично, либо с привлечением соисполнителей. Поставку, разгрузку, сборку, установку, проверку Продукции в работе, ввод Продукции в эксплуатацию, проведение технического инструктажа эксплуатирующего и обслуживающего персонала Заказчика приемам и методам работы с Продукцией осуществляют граждане РФ.
Комиссией, исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, а также пояснений представителей Заказчика установлено, что требование о поставке продукции не позднее 17.07.2023 учитывалось при формировании начальной максимальной цены контракта, содержалось в условиях закупочной документации об аукционе в электронной форме (электронный аукцион) на право заключения контракта на поставку камеры испытательной с учетом выполнения пусконаладочных работ для АО "УЭМЗ" (идентификационный код закупки 224667048061066700100100000070000454), его выполнение было подтверждено Головным исполнителем в своей заявке на участие в электронном аукционе.
В сроки, установленные контрактом, а также в сроки, указанные в претензии от 07.08.2023 N196-58-14-3616, обязательства Головным исполнителем не выполнены, а именно, не осуществлена поставка продукции по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Шоферов, 17, не проведены пуско-наладочные работы по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, строение 9, в порядке, установленном п.1.6, контракта.
На сегодняшний день обязательства по поставке продукции и выполнению пусконаладочных работ ООО "Авенир" не выполнены, тем самым Головной исполнитель неоднократно нарушил сроки поставки продукции.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, в период с момента заключения Контракта и до 11.05.2023 г. Заказчик в устной форме запрашивало ООО "АВЕНИР" сведения о ходе исполнения Контракта. Ответов о конкретных марке и модели камеры испытательной (далее - Оборудование), а также о планируемой ООО "АВЕНИР" дате отгрузки в адрес Заказчика оборудования получено не было. Кроме того, в нарушение п. 3.1.20. Контракта ООО "АВЕНИР" не предоставляло в адрес Заказчика ежеквартальные Отчеты по использованию суммы аванса по контракту, форма которых установлена Приложением N 5 к Контракту.
Письмом от 11.05.2023 г. N 196-10-10-959эп Заказчик запросил от ООО "АВЕНИР" подтверждение поставки Оборудования в сроки, установленные Контрактом, а также указало на отсутствие Отчетов по использованию суммы аванса по контракту.
Ответным письмом от 24.05.2023 г. N 14 ООО "АВЕНИР" сообщило о наличии риска задержки со стороны ООО "АВЕНИР" исполнения Контракта до сентября-октября 2023 г. К данному ответу были приложены письма от 30.01.2023 N9, от 06.04.2023 N 10, в которых ООО "АВЕНИР" сообщало, что полученный авансовый платеж не использовался. ООО "АВЕНИР" предложило также сообщить о целесообразности поставки Оборудования и о возможности поставки взаменпредусмотренного Контрактом Оборудования производства Германии-Оборудованием производства КНР.
Вместе с тем, указанные ООО "АВЕНИР" письма от 30.01.2023 N9, от 06.04.2023 N10 Заказчик ранее не получал. Представленная ООО "АВЕНИР" информация о том, что полученный авансовый платеж не использовался, может свидетельствовать о том, что ООО "АВЕНИР" не приступало к осуществлению ее закупки у изготовителя.
Закупка Оборудования осуществлена Заказчиком в целях выполнения государственного оборонного заказа, поэтому письмом от 02.06.2023 N 196-10-10- 1157эп в адрес ООО "АВЕНИР" был направлен ответ о необходимости осуществления поставки в строгом соответствии с условиями Контракта.
Письмом от 12.07.2023 N 78 ООО "АВЕНИР" направило очередное предложение о поставке Оборудования производства КНР, не соответствующего по свои техническим характеристикам требованиям Контракта. Детальные результаты анализа поступившего предложения направлены Заказчиком в адрес ООО "АВЕНИР" письмом от 27.07.2023 N 196-10-10-1513эп.
В установленные сроки ООО "АВЕНИР" не исполнило свои обязательства по Контракту - не осуществлена поставка Оборудования, не начато выполнение пуско-наладочных работы, не представлен авансовый отчет за 6 месяцев 2023 года, в связи с чем АО "УЭМЗ" подготовило и разместило в ЕИС соответствующую претензию от 07.08.2023 N 196-58-14-3616. В ответ на данную претензию ООО "АВЕНИР" письмом от 21.08.2023 N 136 взяло на себя обязательства вернуть АО "УЭМЗ" в период с 1 по 10 сентября 2023 г. полученный аванс, уплатить пени и проценты за пользование чужими денежными средства. Данные обязательства со стороны ООО "АВЕНИР" на сегодняшний день также не исполнены.
Представитель заинтересованного лица при рассмотрении заявления относительно позиции Заказчика пояснил, что после заключения контракта, ООО "АВЕНИР" обратилось к поставщикам оборудования, указанного в закупке с целью заключения контракта на приобретение соответствующего оборудования по предложенной ранее цене. В ответ на предложение ООО "АВЕНИР" от основного поставщика ООО "Никотрейд" поступило новое коммерческое предложение согласно которому стоимость оборудования, являющегося предметом закупки, возросла в 2,33 раза относительно цены, предлагаемой на момент участия в закупке.
Согласно коммерческим предложениям на рынке оборудования, являющегося предметом контракта, цены на указанное оборудование находились в пределах, превышающих в 2 раза цену данного оборудования на момент закупки. Данная информация носит открытый характер, размещена на официальных сайтах дилеров и поставщиков.
После установления ООО "АВЕНИР" информации о том, что цена оборудования в сегменте данного оборудования, а не отдельного поставщика возросла, были предприняты попытки по изысканию способа исполнения контракта. Так ООО "АВЕНИР" были установлены полные и улучшенные аналоги оборудования, являвшегося предметом закупки. После установления возможности приобретения аналогичного оборудования и возможных сроков его поставки, ООО "АВЕНИР" 24.05.2023 г. обратилось к заказчику с письмом о замене оборудования, поскольку оборудование подлежащее поставке по Контракту, несоразмерно выросло в цене и превышает стоимость по Контракту в 2 и более раза, в данном случае имеет место наступление условий, при которых для одной из Сторон или обеих Сторон дальнейшее исполнение обязательств по Контракту невозможно либо возникает нецелесообразность исполнения Контракта.
Также ООО "АВЕНИР" обратилось по вопросу о возможности замены оборудования на полностью аналогичное поставляемому и имеющее в том числе улучшенные технические характеристики, производства КНР, описание и технические характеристики оборудования были представлены вместе с письмом. Предполагая желание Заказчика получить оборудование, предусмотренное контрактом с учетом понимания Заказчика о возрастании цены оборудования, ООО "АВЕНИР" в направленном в адрес Заказчика письме было изложено предложение о заключении соглашения о расторжении по причине несоразмерного увеличения стоимости оборудования, в случае отказа от изменения условий и замены оборудования. Письмом от 02.06.2023 г. N 196-10-10-1157ЭП АО "УЭМЗ", ООО "АВЕНИР" указано на невозможность замены оборудования оборудованием происхождения КНР. Однако в данном письме отсутствуют какие-либо указания по вопросу возможности расторжения контракта по соглашению сторон, ввиду несоразмерного увеличения стоимости оборудования.
Так, согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, ООО "АВЕНИР"" по объективным причинам не имеет возможности исполнить контракт, а не ввиду злонамеренного умысла на его неисполнение:
Согласно условиям контракта стоимость оборудования - 3 747 091,06 рублей.
Стоимость предмета закупки у поставщика с 01.01.2023 г. - 8 376 892,52 рублей.
Таким образом, для приобретения данного оборудования для исполнения закупки ООО "АВЕНИР" вынуждено осуществить затраты собственных средств, которые достоверно не будут компенсированы обществу в сумме - 4 629 801,46 рублей.
Даже с учетом всех возможных предпринимательских рисков, ООО "АВЕНИР" не имеет возможности получить каким-либо образом недостающую сумму в размере - 4 629 801,46 рублей для того, чтобы в данной части безвозмездно предоставить оборудование АО "УЭМЗ". Безвозмездное предоставление имущества без достаточных на то оснований является между тем и предметом повышенного контроля налоговых органов. Поскольку кредитные источники для ООО "АВЕНИР" недоступны, изымать средства из других заключенных контрактов ООО "АВЕНИР" не имеет права. Деятельность ООО "АВЕНИР" не является прибыльной на 120 %, чтобы покрыть соответствующий убыток, но и для создания убытка средства также необходимо изыскать, такая возможность у ООО "АВЕНИР" отсутствует, как и законные основания требовать от ООО "АВЕНИР" поставки оборудования, которое возросло в стоимости в несколько раз.
В качестве подтверждения своей позиции об увеличения стоимости поставляемого оборудования ООО "АВЕНИР" в адрес Комиссии представило коммерческое предложение на конец 2022 г., а именно:
- Коммерческое предложение N 5058680502580251161-12-22 от 04.12.2022 г. от ООО "ДВ-Эксперт", согласно которому стоимость поставляемого товара будет составлять:
N |
Арт. |
Описание |
Кол-во |
Цена в Евро С НДС. |
Сумма в Евро С НДС. |
1 |
9020-0361 |
Климатическая камера BINDER MKFT 240 |
1 |
65 100 |
44752,70 |
2 |
8012-1871 |
Комплект для подачи сухого воздуха в камеру, Binder |
1 |
7634,97 |
7634,97 |
3 |
8012-0511 |
Порт доступа слева 50 мм с силиконовой заглушкой |
1 |
755,37 |
755,37 |
4 |
- |
Аттестация оборудования |
1 |
1 600 |
1 600 |
Вместе с тем, согласно Коммерческому предложению N 281 от 02.02.2023 г. от ООО "НИКОТРЕЙД", стоимость поставляемого товара будет составлять:
N |
Артикул |
Товары (работы, услуги) |
Кол-во |
Ед. |
Цена, Евро |
Сумма без скидки |
Скидка |
Сумма, Евро |
1 |
9020-0383 |
MKFT 240 Климатическая камера, температура -70 - + 180*С, влажность 10...98%, объем 228 л, Binder |
1 |
шт |
77 404,13 |
77 404,13 |
7 740,41 |
69 663,72 |
2 |
|
8012-1871 Система Регулируемая подачи воздуха для осушения для моделирования специальных условий влажности, Binder |
1 |
шт |
10 938,53 |
10 938,53 |
1 093,85 |
9 844,68 |
3 |
8012-0759 |
8012-0759 PURE AQUA SERVICE Комплект для смягчения воды, для камер с контролем влажности серий ххFх, Binder |
1 |
шт |
2 315,89 |
2 315,89 |
231,59 |
2 084,30 |
4 |
8009-0447 |
8009-0447 Перфорированная полка для шкафов 240 л, Binder |
1 |
шт |
472,78 |
472,78 |
47,28 |
425,50 |
5 |
|
9053-0040 Программное обеспечение aPt-COM_ 4 PROFESSIONAL-Edition, Binder |
1 |
шт |
4 903,26 |
4 903,26 |
490,33 |
4 412,93 |
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.2. контракта N 2062700005522000005 от 26.12.2022 г. настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона 44-ФЗ.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 07.11.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 07.11.2023 13:02 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 07.11.2023 13:02 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 20.11.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "АВЕНИР" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "АВЕНИР" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице АО "Уральский электромеханический завод", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 ноября 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023