Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "БОРА-СТРОЙ" в связи с односторонним отказом МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" от исполнения контракта от 15.08.2023 N 32,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "БОРА-СТРОЙ" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" от исполнения контракта от 15.08.2023 N 32.
15.08.2023 между МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" и ООО "БОРА-СТРОЙ" заключен контракт на выполнение капитального ремонта Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детская школа искусств с г. Павловской муниципального образования Павловский район (кровля Литер А (блок Б, блок В), расположенного но адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Павловский район, ст-ца Павловская, ул. Горького, д.302 на сумму 9 204 374, 82 рублей.
14.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью "БОРА-СТРОЙ";
- адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 95/1;
- ИНН: 2310056230, КПП: 231101001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.08.2023 между МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" и ООО "БОРА-СТРОЙ" заключен контракт на выполнение капитального ремонта Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детская школа искусств с г. Павловской муниципального образования Павловский район (кровля Литер А (блок Б, блок В), расположенного но адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Павловский район, ст-ца Павловская, ул. Горького, д.302 на сумму 9 204 374, 82 рублей.
Контракт заключен без проведения процедуры торгов на основании Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определил юридическое лицо, которое будет исполнять контракт.
Согласно п.1.1 контракта 1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства собственными и (или) привлеченными силами и средствами, выполнить по заданию Заказчика работы. "Капитальный ремонт Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детская школа искусств с г. Павловской муниципального образования Павловский район (кровля Литер А (блок Б, блок В), расположенного но адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Павловский район, ст-ца Павловская, ул. Горького, д.302" (далее - работы. Объект), а также выполнить иные работы, прямо вытекающие из условий настоящего контракта и действующего законодательства Российской Федерации, неразрывно связанные с Объектом, а также с устранением выявленных дефектов (недостатков), в том числе в течение гарантийного срока, в сроки, предусмотренные контрактом, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2, которое является неотъемлемой частью контракта), и передать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения Работ, принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, установленных настоящим контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта срок выполнения работ 90 календарных дней с даты заключения контракта
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "БОРА-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно п. 2.1. Контракта, общий срок выполнения работ по Объекту составляет календарных дней с даты заключения Контракта, т.е. до 12 ноября 2023 г.
Сроки осуществления работ по Контракту предусмотрены также Графикам выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), который включает в этапа.
Срок выполнения работ по 1-му этапу установлен до 03 октября 2023 г. По 2-му этапу - до 29 октября 2023 г.
По состоянию на 30 октября 2023 г., фактическая готовность выполнения - 16%.
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 10.6 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.2 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
14.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.11.2023 решение вручено директору ООО "БОРА-СТРОЙ" - Гусейнову Н.Г., о чем свидетельствует расписка в получении.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 5.1.3. Контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной документацией, Сметой контракта, (приложение N 1), в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к контракту), завершить работы и сдать готовый Объект Заказчику в срок, предусмотренный п. 2.1. настоящего контракта.
Как следует из пункта 5.1.1. Контракта Подрядчик обязан получить от Заказчика документацию согласно Приложению N 3, включающую в себя:
- Рабочую документацию;
- Раздел 3. Архитектурные решения (том 1);
- Раздел 11. Смета на строительство объектов капитального строительства (том 2).
По условиям контракта Подрядчик обязан обеспечить соответствие выполненных работ государственным стандартам, положениям СНиП и СанПиН другим нормам, установленным действующим законодательством для вида работ, выполняемых по настоящему контракту (пункт 5.1.7 Контракта).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Из пояснений ООО "БОРА-СТРОЙ" следует, в процессе выполнения работ перед Подрядчиком возникли обстоятельства, о которых Заказчик уведомлен, наличие которых не могло не сказаться на сроках исполнения контракта, в частности:
- отсутствие на рынке материала (Технорув В60 и Технорув ИЗО).
Письмом N7 от 24 августа 2023 года ООО "Бора-Строй" обратилось к Заказчику с просьбой пересогласовать указанный утеплитель на аналогичный материал по характеристикам.
Для недопущения срывов сроков исполнения контракта ООО "Бора-Строй" за исх. N11 07.09.2023 года направило в адрес заказчика письмо с техническим решением на согласование. Письмом МКУ МО ПР "ЕСЗ" исх.327-09- 2023 от 07.09.2023 года согласованы предложенные изменения проектных решений. При этом, изменения в проектную документацию внесены не были.
Согласно действующему законодательству Подрядчик не вправе самостоятельно вносить изменения в проектную и рабочую документации, заменять конструкции, материалы и изделия. Заказчик в силу закона должен обеспечить Подрядчика пригодной к выполнению работ проектной документацией.
08.09.2023 года Заказчик направил Подрядчику письмо за Исх. N329-09-2023 о режиме проведения работ с требованием проводить работы на объекте с 12 часов дня для обеспечения комфортных и безопасных условий обучения в МБУ СОШ 12 им ИИ Вериченко. Данное обстоятельство не было отражено в Муниципальном контракте N32. Поскольку требование о начале проведении работ с 12 часов дня увеличивало сроки выполнения работ, возникла необходимость внесения изменений муниципальный контракт о пересмотре сроков окончания работ.
Однако, в заключении дополнительного соглашения об увеличении сроков было отказано Заказчиком.
Установление существенных недостатков в проектном решении организацией, осуществляющей строительный контроль (АНО "ЦССТЭО") при производстве работ Подрядчиком, а именно обнаружено, что существующий утеплитель - керамзит находится в работоспособном состоянии и с целью уменьшения стоимости работ требуется внесение изменений в проектное решение.
24.09.2023 года при проведении этапа работ поступили указания: так как существующий утеплитель находится в работоспособном состоянии, демонтаж утеплителя на остальных кровлях, а именно оставшейся части Блока Б и весь Блок В, не производить.
С учетом направленных в адрес Заказчика обращений (письмо от 04.10.2023 года (исх. N 13) "об ускорении принятия проектного решения") только 12.10.2023 года в адрес ООО "Бора-Строй" поступила на адрес электронной почты проектно-сметная документация с изменениями.
Однако, документация не была утверждена в установленном законодательстве порядке.
Требования Подрядчика по предоставлению утвержденной проектно-сметной документации Заказчиком оставлены без удовлетворения (письмо от 25.10.2023).
По состоянию на 30.10.2023, в адрес ООО "Бора-Строй" утвержденная документация по Объекту так и не была передана Заказчиком.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное и намеренное неисполнение обязательств по контракту, в связи с чем, применение к ООО "БОРА-СТРОЙ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ МО Павловский район "Единая служба заказчика" в отношении ООО "БОРА-СТРОЙ" (350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 95/1; ИНН: 2310056230, КПП: 231101001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 1 декабря 2023 г. N РНП-23-1007/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023