Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного учреждения ГКУ КК "ДГЗ" Гапонова О.В. (доверенность в материалах дела), в присутствии представителя Заказчика - ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК, в отсутствие представителя ООО "Альянс-Мед", рассмотрев жалобу ООО "Альянс-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Перчатки)" (извещение N0818500000823007877) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком по позиции 22-51 "Описания объекта закупки" установлены характеристики, соответствующие одному производителю.
Представителем Заказчика, Уполномоченного учреждения предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением- ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Перчатки)" (извещение N0818500000823007877).
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заказчик - ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику по позициям 22-27, 28-51 требуется к поставке следующие товары:
Из содержания извещения следует, что в рамках закупки Заказчику по позициям 22-51 требуются к поставке товары с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 22.19.60.111 - перчатки хирургические резиновые.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства илигруппы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены требования к участникам и ограничения:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Таким образом, Заказчиком установлены ограничения и условия допуска, предусмотренные ПП РФ N617 и Приказа N126н.
Заявителем в жалобе указано, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком по поз. 22-51 "Описания объекта закупки" установлены характеристики , соответствующие товару одного производителя - Cardinal Health. По данным Заявителя, товары , указанного производителя , отсутствуют в обороте на территории РФ, в связи с чем, осуществление поставки закупаемого товара -"перчатки хирургические резиновые" не представляется возможным, что ведет к ограничению количества участников размещения закупки.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара,
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пояснений Заказчика следует, что ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ имеет в своей структуре множество отделений, закупаемые хирургические перчатки используются заказчиком в таких отделениях как отделение нейрохирургии, реаниматологии, гнойной хирургии, патологоанатомическом отделении, в хирургических отделениях и т.п. Каждое отделение имеет свою специфику оказания медицинской помощи, в связи с чем, у заказчика есть потребность в обеспечении персонала соответствующими для конкретных видов медицинских вмешательств и манипуляций средствами индивидуальной защиты для предотвращения заражения и распространения инфекций.
В соответствии с позициями 22-27 "Описания объекта закупки" Заказчику требуются перчатки для использования в системе двойных перчаток.
В качестве материала для двойных перчаток Заказчик требует натуральный каучуковый латекс для внешней пары перчаток и полихлопреновой латекс для внутренней, что соответствует ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация".
Исходя из пояснений Заказчика, данное требование обусловлено следующим: внешняя пара - натурального каучукового латекса придает мягкость, эластичность высокую прочность, обеспечивает облегание и комфорт, внутренняя пара - полихлоропрен, существенно улучшает барьерные свойства, обеспечивая высокую устойчивость к химическим веществам, механическим повреждениям, а также обеспечивает легкость надевания на сухие и влажные руки, предотвращает контакт кожи и латекса. Требование к внутренней паре перчаток из полихлоропрена обусловлена тем, что данный материл обеспечивает защиту медицинских работников, проводящих хирургические манипуляции, от инфекций, биологических жидкостей и , вместе с тем, подходят для специалистов, имеющих аллергию на протеины натурального латекса.
Заказчику известны не менее четырех производителей хирургических перчаток, соответствующих потребности Заказчика :
- перчатки SFM (регистрационное удостоверение NФСЗ 2010/07368 от 05.07.2020 года)
- перчатки Benovy (регистрационное удостоверение NРЗН 2017/6647 от 27.12.2017 года)
- перчатки Surgicare производителя Кдйнэм Лэйтекс Иадастрис (регистрационное удостоверение NФСЗ 2011/09402 от 29.03.2011)
- перчатки Armilia (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 года)
- перчатки без товарного знака, которые поставлялись по контракту N63-2022/ЭА от 28.03.2022, ИКЗ 222143512898514350100100030080000244 позиция N5-6.
Таким образом, наличие подобных перчаток в медицинском учреждении обусловлено потребностью Заказчика. Так, в случае повреждения верхней пары перчаток, обе пары перчаток снимаются и заменяются на новые, поскольку невозможно определить произошло ли повреждение внутренней перчатки.
В соответствии с позициями 28 - 51 "Описания объекта закупки" Заказчику требуются перчатки многослойные для работы в различных отделениях, повышенной степени риска.
В качестве материала для многослойных перчаток Заказчик требует комплекс натурального каучукового латекса и нитрильного латекса, что также указано в ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация".
Из пояснений Заказчика следует, что многослойные перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, что предотвращает проявление возможных аллергических реакций, а за счёт улучшенных барьерных свойств нитрила, в составе структуры перчатки, обеспечивается защита медицинских работников, проводящих хирургические манипуляции от ВИЧ, биологических жидкостей при разрыве перчатки. Перчатки с определенными сочетанием слоев обеспечивают эффективную защиту благодаря высокой прочности и устойчивости ко многим химическим веществам.
Также Заказчику известны не менее пяти производителей многослойных перчаток:
- Cardinal Health, регистрационное удостоверение - NФСЗ 2008/02926
- Surgicare , регистрационное удостоверение NФСЗ - 2011/09402
- Armilla, регистрационное удостоверение - NРЗН - 2013/1220
- Mercator Medical - регистрационное удостоверение NФСЗ - 2012/13338
- ТЕТ-А-ТЕТ - регистрационное удостоверение - NРЗН 2019/9152.
Вместе с тем , Заказчик пояснил, что при подготовке к проведению процедуры закупки Заказчиком было получено три коммерческих предложения от разных поставщиков, что в свою очередь указывает на свободное обращение требуемого товара, а также означает отсутствие создания каких-либо ограничений на участие в закупке.
Таким образом, описание объекта закупки сформулировано с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями и безопасностью пациентов и медицинского персонала.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом, в п.1.1 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в "медицинских организациях" указаны общие требования, предъявляемые к выбору и применению медицинских перчаток однократного применения для снижения риска возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) и профессиональных заболеваний персонала медицинских организаций.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность медицинского персонала и пациентов, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией, регламентирующей порядок проведения торгов не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N 305-ЭС19-631.
Заявитель указывает, что требуемые к поставке перчатки хирургические отсутствуют на территории РФ, а те , которые есть в обращении, имеют ограниченный срок годности. При этом, Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс-Мед" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823007877).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 ноября 2023 г. N 1233/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023