Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 01.08.2023 N1884), Горячих С.С. (доверенность от 29.11.2023 N2790), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200023623000242), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.11.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Илясова В.С. (далее - Заявитель, ИП Илясов В.С.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200023623000242) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 28.11.2023 NНМ/7566/23 и NНМ/7565/23 рассмотрение жалобы было назначено на 30.11.2023 на 11 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 01.08.2023 N1884), Горячих С.С. (доверенность от 29.11.2023 N2790).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 01.12.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С. Левченко А.В. (доверенность от 09.01.2023 б/н), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" Кодьяковой О.Н. (доверенность от 01.08.2023 N1884), Горячих С.С. (доверенность от 29.11.2023 N2790).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
21.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок (далее - Извещение).
Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, а также на то, что установленные дополнительные характеристики не обоснованы надлежащим образом и не подтверждают безусловную потребность Заказчика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при описании объекта закупки применял информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг:
- поз. NN1, 2, 4, 5: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - жидкость;
- поз. N3: 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - таблетки;
- поз. N6: 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - салфетки.
Позиции КТРУ, соответствующие указанным кодам, содержат одну характеристику товара "форма выпуска".
В качестве требований к поставляемому товару Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в позиции КТРУ, в том числе: функциональное назначение, состав, свойства, режим применения дезинфицирующего средства и др.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В файле "Описание объекта закупки" содержится обоснование установления Заказчиком каждой дополнительной характеристики.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе заявитель указывает, что "Все указанные Заказчиком и обжалуемые Заявителем параметры дезинфицирующих средств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и служат одной цели - ограничению конкуренции". В свою очередь, Заявитель не представил доказательства того, что действия заказчика, уполномоченного органа, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, и такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также доказательства, свидетельствующие о безосновательности установления заказчиком требований к товару, и доказательства подтверждающие наличие объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
При формировании способа определения поставщика и составления извещения об электронном аукционе заказчиком произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам. Заказчиком, при направлении запроса о получении ценовой информации с описанием технических характеристик товара, являющегося объектом закупки, были получены коммерческие предложения, что подтверждает факт свободной продажи дезинфицирующих средств без каких-либо ограничений. Данный довод подтверждается судебной практикой в том числе Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 г. N Ф10-3574/22 по делу N А08-8383/2021.
Таким образом, довод заявителя в данной части не обоснован.
Учитывая вышеизложенное, оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0325200023623000242) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 декабря 2023 г. N 030/06/42-1323/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023