Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<......>,
Членов Комиссии:
<......>;
<......>;
рассмотрев жалобу ООО "Флагман" на действия Заказчика МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "г. Салехард Проектно-изыскательские работы по объекту: "г. Салехард, Пешеходная зона по ул. Ленина (в районе д. 44)"", начальная (максимальная) цена контракта - 7 949 163,41 рублей (извещение N 0190300002123000501) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www.zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 01.12.2023 08:30;
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 05.12.2023;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 06.12.2023;
5) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 08.12.2023;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.12.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся частью документации о закупке установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и его детализирующий показатель оценки: характеристика N1 (Информационная карта Объекта), в частности, участнику предлагается представить в составе заявки эскизов, визуализации, описания будущего Объекта в формате pdf, .dwg, .docx, .jpeg, и текстовых документов в соответствии с требованиями, которые изложены в конкурсной документации, в т.ч. в Техническом задании.
Считает, что предоставление указанных документов обуславливает необходимость выполнения участником закупки существенного объема работ, требующего от него значительных материальных затрат. При этом в случае победы другого участника подобные расходы обернутся для участника убытками.
Из возражений Заказчика следует, что с доводом Заявителя не согласен, считает, что порядок оценки заявок участников закупки установлен в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. "а" пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений законодательства, при проведении открытого конкурса в электронной форме заказчику необходимо установить не менее двух критериев оценки, одним из которых является цена контракта.
Пункт 8 Положения гласит, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В п. 22 Положения указано, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения, если в случае, указанном в п. 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно извещению о проведении закупки, заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
1) Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - значимость критерия оценки 60%.
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия оценки 40 %.
Согласно характеристике N 1 (Информационная карта Объекта) показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" пункта 1.1.1 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - п. 1.1.1 раздела III) предмет оценки выражается в представленном участником конкурса Предложения по Информационной карте Объекта.
Пунктом 2 "Качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Раздела конкурсной документации "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" критерий оценки 100 баллов присваивается потенциальному поставщику, предложившему на стадии подачи заявки, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, поименованные в п. 1.1.1 раздела III.
В пункте 1.1.1 Раздела III, под Информационной картой Объекта для целей предмета оценки понимается изготовление участником конкурса в составе заявки эскизов, визуализации, описания будущего Объекта в формате pdf, .dwg, .docx, .jpeg, и текстовых документов в соответствии с требованиями, которые изложены в конкурсной документации, в т.ч. в Техническом задании.
При оценке качественной характеристики объекта закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов):
1. Пояснительная записка в составе:
- описание концепции;
- основные проектные решения с привязкой к техническим, технологическим и экономическим показателям проекта;
- оценка градостроительных режимов, в том числе сведений генерального плана или проекта планировки, правил землепользования и застройки, публичной кадастровой карты;
- расчет нагрузок исходя из сопоставимых объектов аналогов.
2. Графические материалы в составе:
- фотоматериалы прилегающей территории не менее 10 фотографий с привязкой к местности;
- ситуационный план;
- планы, разрезы, за исключением повторяющихся;
- технологические схемы;
3. 3D - визуализация.
Шкала оценки установлена таким образом, что в случае предоставления всех сведений, поименованных в пункте 1.1.1 Раздела III участник получает 100 баллов, при их отсутствии - 0 баллов, то есть промежуточной оценки, а также формулы ее исчисления (по частично предоставленным документам к заявке) по данному критерию документацией не предусмотрено, в том числе в связи с тем, что формула не подразумевает промежуточные оценочные суждения (то есть или представлено- 100, или не представлено- 0).
Согласно раскрытого Заказчиком содержания показателя качественной характеристики объекта закупки в составе заявки Заказчик просит предоставить так называемый проект (визуализация, фотоматериалы, концепция будущего проекта), то есть исполнитель должен иметь представление об участке проектирования, а не показывать только декларативные намерения принять участие в торгах. Разрабатывать и проводить инженерные изыскания в стадии проекта на момент подачи заявки объекта закупки не требуется, только в ходе выполнения работ при исполнении контракта.
В составе заявки не требуется предоставление готовой проектной документации (разработанных разделов проектно-сметной документации), только общее видение концептуального решения разрабатываемой проектной документации объекта рекультивации.
Из пояснений Заказчика следует, что объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "г. Салехард, Пешеходная зона по ул. Ленина (в районе д. 44)"" и получение положительного заключения экспертизы, таким образом для оценки объекта закупки по критерию "характеристики объекта закупки" Заказчиком предлагается предоставить участникам закупки своё видение организации реализации проектно-изыскательских работ, вписыванию объекта проектно-изыскательских работ в окружающую обстановку, с учетом существующего земельного участка, прилегающих земельных участков, имеющихся охранных зон, расположения существующих зданий, надземных инженерных коммуникаций, описать предполагаемые методы проектирования, концептуальные подходы к реализации проектных решений.
Согласно положениям части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие, в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Техническим заданием на проектирование предусмотрено выполнение достаточно специализированных проектных работ, в том числе:
- основные пешеходные дорожки для прогулок;
- второстепенные прогулочные дорожки (дорожки между деревьями) шириной не
менее 1,5 метров (допускается по согласованию с Техническим заказчиком уменьшать ширину дорожек в случае невозможности соблюдения требований действующих нормативных документов);
-предусмотреть всю необходимую уличную мебель (скамейки в комплекте с урнами (по одной урне на скамейку), парковки для колясок, велопарковки);
-система навигации, информационные щиты;
-организацию освещения территории, прогулочных дорожек;
-организацию освещения территории, прогулочных дорожек с учётом праздничной иллюминации в условиях климатических и географических условий (полярный день, полярная ночь), парковое освещение;
-озеленение, с высадкой деревьев и кустарников, разбивка газонов (при необходимости);
-предусмотреть размещение дог-боксов на территории благоустройства;
-предусмотреть мероприятия по доступности среды для маломобильных групп населения - без устройства подъемного оборудования;
- предусмотреть устройство сооружения уборной (автономный туалетный комплекс);
- предусмотреть соблюдение требований охранных зон существующих подземных инженерных сетей;
- иные объекты благоустройства, позволяющие разместиться на данной территории;
- комплексный отвод поверхностных вод (система водоотведения).
Также необходимо выполнить инженерно-геодезические изыскания, топографическую съемку и т.д.
Таким образом, лучшие условия исполнения контракта для Заказчика может предложить участник закупки, имеющий опыт и наработки выполнения аналогичных работ, представление об участке проектирования, прилегающих участках, о климате и природных условиях эксплуатации земельного участка.
С целью определения исполнителя, обладающего необходимыми компетенциями, Заказчиком был применён нестоимостной критерий оценки "характеристики объекта закупки".
Довод ООО "Флагман" о том, что предоставление необходимых Заказчику документов, требует от него значительных материальных затрат необоснован, так как объект, для которого необходимо выполнить проектно-изыскательские работы, находится в открытом доступе и подготовить документы, в том числе фотоматериалы, может любой исполнитель.
Вместе с тем, требование о наличии в составе предложения участников документов служит для более точного и полного формирования представления участниками закупки об объёме и характере выполняемых работ и в конечном счёте для формирования ценового предложения.
Приведенное в документации описание показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является достаточно подробным и детализированным, что позволяет участникам закупки в полном объеме подготовить свои предложения по данному показателю.
Также следует отметить, что Комиссией учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу А32-24156/2022.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе и Постановления N 2604, а довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Флагман" на действия Заказчика МКУ "Салехардская дирекция единого заказчика", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "г. Салехард Проектно-изыскательские работы по объекту: "г. Салехард, Пешеходная зона по ул. Ленина (в районе д. 44)"", начальная (максимальная) цена контракта - 7 949 163,41 рублей (извещение N 0190300002123000501), необоснованной.
Председатель Комиссии: <......>
Члены Комиссии: <......>
<......>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 ноября 2023 г. N 089/06/33-917/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023