Резолютивная часть решения оглашена "05" декабря 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "07" декабря 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
В отсутствие представителя ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Л.С. Барбараша", ООО "Экодом",
рассмотрев дело N 042/06/33-1613/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Л.С. Барбараша" требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса N 0139200000123016801 "Оказание услуг по организации лечебного питания для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша",
УСТАНОВИЛА:
30.11.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Экодом" (вх. N 11258-ЭП/23) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Л.С. Барбараша" при проведении открытого конкурса N 0139200000123016801 "Оказание услуг по организации лечебного питания для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша".
По мнению заявителя, Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, противоречащий Пункту 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" в котором установлено требование, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
17.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0139200000123016801 "Оказание услуг по организации лечебного питания для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша".
Начальная максимальная цена контракта - 32 244 000,00 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно требованиям части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. Постановлением Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).
Согласно пункту 3 Положения об оценке для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии 28 Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлено следующее:
N п/п |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40,00 |
|
|
|
|
1. Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктом 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов |
|
|
|
|
|
|
|
Правительства Российской Федерации" (далее - Положение): БЦi=100-((Цi-Цл)/Цл )*100, где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги"; |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного |
60,00 |
|
|
|
|
На основании п. 26 Положения оценка осуществляется в соответствии с п. 20 Положения, лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Значение количества баллов по детализирующему показателю (БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом: БХi=(Хi-Xmin)* (100/(Xmax-Xmin)), где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, |
|
уровня квалификации |
|
|
|
|
|
оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного |
|
|
|
|
|
|
|
уровня квалификации". |
2.1 |
|
|
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
80,00 |
|
|
На основании п. 26 Положения оценка осуществляется в соответствии с п. 20 Положения, лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Значение количества баллов по детализирующему показателю (БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом: БХi=(Хi-Xmin)* (100/(Xmax-Xmin)), где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта |
|
|
|
|
|
|
|
работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Оценивается опыт исполнения участником Закупки контрактов (договоров) на оказание услуг питания (лечебного и (или) лечебно-профилактического). Наличие опыта исполнения участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг лечебного питания и (или) лечебно-профилактического питания подтверждается предоставлением следующих документов (их копий), в совокупности: - копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг питания (лечебного и (или) лечебно-профилактического), - копий документов о приёмке оказанной услуги в объёме, предусмотренном контрактом (договором), - копий |
|
|
|
|
|
|
|
дополнительных соглашений об изменении цены контракта (договора) (при наличии), о расторжении контракта (договора) (при наличии). Сведения об исполнении участником закупки контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" могут быть подтверждены путём предоставления реестровых номеров контрактов (договоров) из реестра контрактов, заключённых заказчиками. К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальной сумме всех исполненных договоров. |
2.1.1 |
|
|
|
|
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
100,00 |
Порядок оценки заявки: наибольшее значение является лучшим условием исполнения контракта |
2.2 |
|
|
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня |
20,00 |
|
|
На основании п. 26 Положения оценка осуществляется в соответствии с п. 20 Положения, лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Значение количества |
|
|
|
квалификации |
|
|
|
баллов по детализирующему показателю (БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается следующим образом: БХi=(Хi-Xmin)* (100/(Xmax-Xmin)), где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях |
|
|
|
|
|
|
|
заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Оценивается наличие трудовых ресурсов у участника закупки (число поваров 4 разряда и выше, технологов общественного питания). Подтверждается перечнем следующих документов, подтверждающих наличие специалистов: -трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; -документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве поваров 4 разряда и выше, технологов общественного питания. Оценивается наличие трудовых ресурсов у участника закупки, а именно |
|
|
|
|
|
|
|
руководителей и ключевых специалистов, прошедших обучение по программам системы ХАССП (нормы стандартизации для предприятий пищевой промышленности). Документами, подтверждающими наличие у участника закупки в штате сотрудников, прошедших обучение по программам системы ХАССП, являются: -трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; - копии сертификатов или иных документов, подтверждающих прохождение сотрудниками обучения по программам системы ХАССП; Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве трудовых ресурсов у участника закупки, а именно руководителей и ключевых специалистов, прошедших обучение по программам системы ХАССП (нормы стандартизации для предприятий пищевой промышленности). |
2.2.1 |
|
|
|
|
наличие трудовых ресурсов у участника закупки (общее число поваров 4 разряда и выше, технологов общественного питания) |
50,00 |
Порядок оценки заявки: наибольшее значение является лучшим условием исполнения контракта |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.2 |
|
|
|
|
наличие трудовых ресурсов у участника закупки, а именно руководителей и производственного персонала, прошедших обучение по программам системы ХАССП (общее число сотрудников, прошедших обучение по программе системы ХАССП) |
50,00 |
Порядок оценки заявки: наибольшее значение является лучшим условием исполнения контракта |
Комиссий Кемеровского УФАС России установлено, что Заказчик является медицинской организацией системы здравоохранения Российской Федерации и осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N Л041-01161-42/00573885 от 12.11.2020 года. Основным видом деятельности Заказчика является деятельность больничных организаций.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), пациент имеет право на получение лечебного питания, в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Согласно статье 39 Закона N 323-ФЗ лечебное питание - это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения, основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
В соответствии с п. 3 статьи 39 Закона N 323-ФЗ специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Требования к организации лечебного питания регламентированы разделом 7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" утв. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32.
Организация питания пациентов в стационарных условиях регламентирована помимо указанных нормативных актов приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
Таким образом, организация диетического лечебного питания является самостоятельным видом питания, требования к которому предусмотрены действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, санитарными нормами и правилами.
Указание в спорной закупке на наличие у участников закупки опыта по организации услуг диетического лечебного питания, сопоставимого с предметом заключаемого контракта, обусловлено, в том числе, требованиями федерального законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Опыт по приготовлению диетического лечебного питания и по организации общественного питания не являются сопоставимым.
Предметом Проекта контракта N Ц00-00126-23-ЭОК, являющегося составной частью конкурсной документации, является организация лечебного питания для пациентов, что требует использование при приготовлении блюд определенной продукции с соблюдением норм диетического питания, в том числе в целях нормализации состояния пациентов, а также с соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих требования к качеству именно лечебного питания.
Предмет договора, оцениваемого по детализирующему показателю, выбранному заказчиком, сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Перечень документов, установленный заказчиком и подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связан с предметом заключаемого контракта.
Таким образом, Кемеровское УФАС России приходит к выводу, что требования раздела II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены заказчиком в соответствии с пунктом 28 Положения об оценке.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Л.С. Барбараша" при проведении открытого конкурса N 0139200000123016801 "Оказание услуг по организации лечебного питания для Новокузнецкого филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-1613/2023 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 7 декабря 2023 г. N 042/06/33-1613/2023 (ключевые темы: участники закупок - работник - критерии оценки - товар. работа. услуга. - деловая репутация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023