Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 28.11.2023 N 293/23, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "ИМПАКТ".
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.11.2023 N 293/23, в составе:
при участии представителя уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (доверенность N ЦЗ 1-06-04 от 09.01.2023), в отсутствии представителя - ООО "ИМПАКТ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0826500000923008408) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
24.11.2023 в Белгородское УФАС России посредством единой информационной системы поступила жалоба (вх. N 5396-ЭП от 27.11.2023) от ООО "ИМПАКТ" на положения извещения при осуществлении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0826500000923008408).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: при описании объекта закупки установлена такая совокупность характеристик, которая соответствует единственному производителю ноутбуков - Kraftway Аккорд KNA и не позволяет предложить аналоги иных производителей, что ограничивает конкуренцию.
28.11.2023 жалоба ООО "ИМПАКТ" была отозвана посредством единой информационной системы в соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 17.11.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 150 000,00 рублей.
На момент вынесения решения по результатам проведения внеплановой проверки по результатам Электронного аукциона контракт не заключен.
Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченное учреждение при описании объекта закупки в извещении.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N 1), в котором заказчиком установлены значения характеристик товара.
В обращении ООО "ИМПАКТ" указано, что у производителей, зарегистрированных в реестрах российской и евразийской промышленной продукции отсутствует возможность производства и поставки ноутбуков с такими характеристиками, как емкость батареи 56 ватт/час и яркость экрана, кд/м2
300.
Товар, являющийся предметом закупки, относится к радиоэлектронной продукции, указанной в приложении Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), что не дает права заказчику использовать характеристики помимо характеристик, предусмотренных КТРУ.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению объекту закупки соответствует код позиции из каталога товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 26.20.11.110-00000165 - ноутбук. В КТРУ присутствуют сведения об описании и характеристиках товара согласно указанной позиции, среди прочих указана яркость экрана, кд/м2 со значениями характеристик: 300,
350,
400,
500,
600,
800,
1000, а также емкость батареи, ватт/час от
24 до
104.
Указанное выше свидетельствует о соответствии характеристик, установленных Заказчиком в Приложении N 1 к извещению требованиям законодательства о контрактной системе.
Кроме того из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был осуществлен сбор коммерческих предложений (запрос от 11.10.2023 N 854). Было получено три коммерческих предложения от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих опытом поставок соответствующих товаров, в которых предлагался к поставке товар различных производителей.
В коммерческом предложении вх. N 1858 от 11.10.2023 представлен ноутбук Аккорд KNA КРПЕ. В коммерческом предложении вх. N 1859 от 11.10.2023 предлагался к поставке ноутбук DEPO VIP C1530. В коммерческом предложении вх. N 1860 от 11.10.2023 представлен ноутбук Гравитон Н15И-ТП (копии писем представлены в материалы дела).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении Электронного аукциона.
При рассмотрении обращения Инспекцией установлено, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования извещения об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения об осуществлении Электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Заявитель на рассмотрение не явился, явку своего представителя не обеспечил, доказательств в виде ответов на запросы, согласно обращению, якобы направленных производителям ноутбуков, находящихся в реестре российской радиоэлектронной продукции либо евразийском реестре промышленных товаров, подтверждающих доводы обращения в части ограничения конкуренции, не представил.
При указанных обстоятельствах Инспекция пришла к выводу, что описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана.
Руководствуясь статьей 99, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - ОГБОУ "Лицей N 9 г. Белгорода", уполномоченным учреждением - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (N закупки 0826500000923008408) нарушений не выявлено.
Председатель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 28 ноября 2023 г. N 293/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023