Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.11.2023 N 292/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Померанцева А.В." (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя заказчика - (по доверенности от 29.11.2023), уполномоченного органа - управления муниципального заказа города Белгорода (по доверенности от 02.03.2023 N 73), в отсутствие заявителя - ИП Померанцева А.В. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-785/2023 по жалобе ИП Померанцева А.В. на положения извещения при осуществлении электронного аукциона на поставку бронежилетов и шлемов (N закупки 0126300035823000958), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Померанцева А.В. на положения извещения при осуществлении электронного аукциона на поставку бронежилетов и шлемов (N закупки 0126300035823000958) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно, по мнению заявителя, в описании объекта закупки заказчиком необоснованно установлена характеристика виде керамической бронепластины.
Заказчик и уполномоченный орган представили возражения на жалобу ИП Померанцева А.В., с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Померанцева А.В., возражения Заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.11.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка бронежилетов и шлемов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 300 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Померанцева А.В. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Извещение об осуществлении электронного аукциона содержит Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона "Описание объекта закупки" (далее - Приложение N 1), в котором заказчиком установлены функциональные, технические, качественные и другие характеристики товара, в том числе требование к материалу пластин бронежилета - керамические бронепластины.
Также извещением о проведении Электронного аукциона установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа, при подготовке извещения заказчиком был проведен анализ рынка аналогичных товаров, в результате чего было установлено, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации либо на территории государств - членах Евразийского экономического союза имеется несколько производителей бронежилетов соответствующих требованиям, установленных заказчиком в извещении.
А именно производители: АО НПП "КлаСС", реестровая запись N 206\1\2023 от 31.05.2023 бронежилет "Тактика" и ООО "АВАНГАРД", реестровая запись N 2939\3\2023 от 20.07.2023 бронежилет "Плитник-5".
Согласно письменных пояснений уполномоченного органа заказчик установил требования, к закупаемым бронежилетам, исходя из специфики своей деятельности, установленной в уставе учреждения, и несущей при исполнении своих функций определенный риск жизни и здоровью, а именно:
- участие в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма в границах города Белгорода;
- содействие правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, охране общественного порядка, защите прав граждан, осуществление профилактической работы и правовой пропаганды среди населения города;
- обеспечение охраны общественного порядка на объектах муниципальной собственности;
- выявление нарушений установленных законодательством норм поведения в общественных местах и информирование соответствующих уполномоченных органов об обнаружении указанных нарушений;
- оказание, в пределах своей компетенции, содействия физическим и юридическим лицам в области охраны общественного порядка;
- взаимодействие и оказание методической помощи общественным формированиям граждан по охране общественного порядка.
Материал, из которого изготовлены бронепластины, является существенной характеристикой свойств бронежилета, который защищает основные жизненные органы человека. Исходя из проведенного мониторинга продаваемых бронежилетов, в частности по их защитным свойствам, надежности в эксплуатации, в том числе использовании в силовых ведомствах, заменяемости в случае выхода из строя, заказчик включил в характеристики бронежилетов требование к "материалу пластин бронежилета" - "керамические пластины".
Из письменных пояснений заказчика следует, что Муниципальное казенное учреждение "Муниципальная стража" работает как некоммерческая организация, специально уполномоченная на решение задач в области обеспечения безопасности населения, недопущение проявления экстремизма, выявление нарушений общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами на территории города Белгорода.
Заказчик, изучив различные варианты бронежилетов, выбрал бронежилет с классом защиты БР-5 с керамическими бронепластинами, так как в керамическом бронеэлементе пуля полностью разрушается внутри панели. Керамические бронеэлементы более универсальны, в случае утраты панели, можно быстро найти аналогичную замену. Бронеэлементы выполненные из керамики затрудняют обнаружение радарами, тепловизорами и беспилотными летательными аппаратами, использующими приборы обнаружения. Керамические бронепластины производятся в более эргономичных конфигурациях. Бронежилет с керамической пластиной легче стальной, что не маловажно при длительном ношении бронежилета. Также в случае попадания пули в стальной бронеэлемент происходит разлёт вторичных осколков.
Кроме того при рассмотрении дела Комиссией установлено, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования извещения об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения об осуществлении Электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов, Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Померанцева А.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 4 декабря 2023 г. N 031/06/106-785/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023