Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Смилта" на действия Государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами в 2024 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000153),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе Заявитель считает, что извещение о проведении закупки составлено с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. Позиции 9,10 Описания объекта закупки соответствуют слуховые внутриушные аппараты иностранного производства, по позиции 1-8 к поставке можно предложить слуховые аппараты российского производства. Учитывая, что товар по позиции 9,10 слуховые внутриушные аппараты отличается от товара, закупаемого по другим позициям, Заказчику следовало выделить в отдельную закупку такой товар, чтобы не приводить к ограничению количества участников закупки.
Извещение о проведении закупки не содержит требования к участникам закупки о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологи. Тогда как из Технического задания следует, что Исполнитель должен производить подбор и индивидуальную настройку слухового аппарата при наличии соответствующей лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологи на территории Тюменской области.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласились с доводами заявителя, считают, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку сформировано на основании потребности лечебного учреждения в закупаемом товаре, предоставил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы и сведения, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела усматривается, что ОСФР по Тюменской области, являясь заказчикам, выступило организатором проведения электронного аукциона предметом которого является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами в 2024 году.
Начальная (максимальная) цена контракта 5 000 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 20.11.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0267100001623000153.
Согласно Техническому заданию закупки к поставке п позиции 9,10 требуется следующий товар:
- слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный, ОКПД 2 26.60.14.120Максимальный ВУЗД 90: не менее 126 дБ, максимальное акустическое усиление: не более 65 дБ, частотный диапазон диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 15 каналов цифровой обработки звука или бесканальный; Количество пользовательских акустических программ: не менее 4. Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики:адаптивная система подавления обратной связи; шумоподавление;
подавление шумов микрофона (тихих шумов); АРУ; дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата. звуковая индикация переключения программ и разрядки батарейки; беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании.
- слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности, ОКПД 26.60.14.120. Максимальный ВУЗД 90: не менее 109 дБ Максимальное акустическое усиление: не менее 40 дБ. Частотный диапазон (диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 15 каналов цифровой обработки звука или бесканальный. Количество пользовательских акустических программ: не менее 3.Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики:адаптивная система подавления обратной связи;шумоподавление;подавление шумов микрофона (тихих шумов);АРУ;дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата.звуковая индикация переключения программ; звуковая индикация разряда источника питания.Беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи, Заказчик самостоятельно формирует состав лота. При формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, исходя из специфики закупки, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В свою очередь, основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются прежде всего единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика.
Представитель Заказчика отметил, что закупаемые товары объединены по товарной группе (ОКПД 2 26.60.14.120), товарному рынку, медицинскому назначению и достигаемым ими реабилитационным целям; оснований для выделения в отдельный лот товаров по позиции 9,10 описания объекта закупки не имеется.
Комиссия отмечает, что заявителем в материалы дела не предоставлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
С учетом изложенного Комиссия Тюменского УФАС России полагает правомерным избранный заказчиком способ описание предмета закупки, поскольку указанные товары имеют одну область применения, направлены на общий результат.
Как следует из пояснений заказчика, описание объекта закупки сформировано на основании потребности лиц, с ограниченными возможностями нуждающимися в получении необходимых слуховых аппаратах для обеспечения эффективности реабилитационного процесса, при этом, характеристикам закупаемого товара по позиции 9 описания объекта закупки соответствует товар нескольких производителей: Bernafon (Швейцария), Сонник Инновэйшнлс Инк., США, Phonak (Швейцария).
Комиссия отмечает, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Данный вывод сформулирован антимонопольным органом в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Комиссия отмечает, что участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком.
Учитывая, что предметом контракта является поставка медицинского изделия (слуховых аппаратов), а не его изготовление, то участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации. Соответственно, любой предполагаемый участник закупки имеет возможность приобрести товар, являющийся предметом аукциона.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке товара, равно как и невозможность его приобретения у третьих лиц.
Кроме того, не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют несколько производителей.
Довод заявителя о том, что извещение о проведении закупки не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологи, Комиссия признает необоснованным, учитывая следующее.
Согласно п. 4 Технического задания на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами в 2024 году обеспечение техническим средством реабилитации - слуховым аппаратом является комплексным реабилитационным мероприятием, которое должно включать в себя: проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом, подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, если согласно аудиометрическим данным получателю требуется изготовить внутриушной слуховой аппарат, то врачом сурдологом-оториноларингологом должен быть проведен комплекс следующих мероприятий: снятие слепка ушного прохода получателя и изготовление корпуса внутриушного слухового аппарата на основе снятого слепка ушного прохода получателя, индивидуальную настройку слухового аппарата, инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдачу слухового аппарата Получателю, разъяснение Получателю требования к условиям эксплуатации товара, порядок обеспечения гарантийного ремонта товара, а также вручение гарантийного талона.
Исполнитель должен производить подбор и индивидуальную настройку слухового аппарата при наличии соответствующей лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии на территории Тюменской области в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
При осуществлении деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н, Исполнитель должен предоставить Заказчику документ, подтверждающий квалификацию специалиста.
В случае отсутствия лицензии Исполнитель должен привлечь организацию, имеющую лицензию на соответствующий вид деятельности, врача сурдолога-оториноларинголога, которой будет производить подбор и настройку слуховых аппаратов Получателям на территории Тюменской области.
В случае организации оказания услуг через соисполнителя в течение 1 (одного) рабочего дня информировать об этом Заказчика в письменном виде, в том числе путем представления доверенности (соответствующего договора) о соисполнительстве. При этом всю ответственность за оказание Контракта перед Заказчиком несет Исполнитель.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, для проведения сурдологического приема больных, осуществления подбора, настройки слуховых аппаратов, обучения инвалида правилам пользования слуховым аппаратом, инструктажа и консультативной помощи необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности "сурдология - оториноларингология".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что предметом контракта является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, что включает в себя поставку слуховых аппаратов, и оказания услуг связанных с подбором и настройкой слуховых аппаратов.
Услуги связанные с подбором и настройкой слуховых аппаратов, требующие наличия соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, не являются самостоятельным объектом закупки и могут быть выполнены посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (что прямо предусмотрено Техническим заданием аукциона).
Установление же требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в закупки соответствующей лицензии повлечет за собой ограничение количества участников такого аукциона.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на оказание услуг по обеспечению в 2024 году инвалидов слуховыми аппаратами противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Смилта" на действия Государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами в 2024 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000153) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 декабря 2023 г. N 072/06/44/234/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023