На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 17 от 14 марта 2023 года, обращения Регионального отделения "Народный фронт "За Россию" (вх. N 11098-эп от 26.10.2023), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействия) заказчика МКУ "Главстрой" ГО "г.Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на изготовление автобусных остановок для нужд ГО "город Якутск" (изв. N 0116300000123001496).
Полное наименование проверяемой организации: Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "Город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой" ГО "Город Якутск", заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Октябрьская, дом 20/1, офис 107;
Почтовый адрес проверяемой организации: Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Октябрьская, дом 20/1, офис 107;
ОГРН 1021401064080;
ИНН 1435112833;
КПП 143501001.
Проверка проведена с 10 января 2023 года по 23 января 2023 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком МКУ "Главстрой" городского округа "Город Якутск" норм законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на изготовление автобусных остановок для нужд ГО "город Якутск" (изв. N 0116300000123001496).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Регионального отделения "Народный фронт "За Россию", из которого следует, что техническое задание не соответствует требованиям безопасности, климатическим условиям и положениям Закона о контрактной системе.
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
12.10.2023 года размещено на ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на изготовление автобусных остановок для нужд ГО "город Якутск".
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 175 000,00 рублей.
По окончании срока подачи заявок поданы две заявки на участие в закупке, обе заявки соответствуют требованиями извещения и электронных документов.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 20.10.2023 года, победителем закупки признан участник (N169317), предложивший цену контракта в размере 18 737 875,00 рублей.
31.10.2023 между заказчиком и ИП Ефремовым А.Н. заключен контракт (N3143511283323000147).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
По общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев (ст. 26 Закона о стандартизации).
Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, количеству (объему) закупаемых товаров (работ, услуг).
При этом, в пункте 4 Электронного документа N1 Описание объекта закупки установлены требования к изготовляемому товару
"4. Техническое задание на изготовление автобусных остановок для нужд ГО "город Якутск"
Описание объекта закупки Остановка с использованием декоративных элементов внешней отделки из деревянных досок.
Автобусная остановка, тип 1,
Автобусная остановка состоит из модуля, открытого предназначенным для ожидания пассажиров под навесом
Общий размер автобусной остановки, тип 1:
- длина по основанию 4150 мм;
- ширина по основанию 1600 мм;
- высота 2600 мм;
Автобусная остановка, тип 2,
Автобусная остановка состоит из модуля, открытого предназначенным для ожидания пассажиров под навесом
Общий размер автобусной остановки, тип 2:
- длина по основанию 7200 мм;
- ширина по основанию 1600 мм;
- высота 2600 мм;
Колористическое решение фасадов по согласованию с Заказчиком, образ и конструктивные особенности товара - нестационарного объекта должны соответствовать требованиям планов и расчета расхода материалов, согласно приложения N1. Эскизный проект к Описанию объекта закупки (фасад, план тип1 план тип2, Оборудование должно быть новым, не восстановленным, не бывшим в употреблении (в эксплуатации, в консервации).
Конструкция каркаса остановки Металлоконструкции, трубы по ГОСТ 30245-2003 "Межгосударственный стандарт. Профили стальные гнутые замкнутые сварные квадратные и прямоугольные для строительных конструкций". Металлический каркас должен быть обработан антикоррозийным защитным покрытием.
Фасад остановки Декоративные элементы внешней отделки стены изготавливаются из алюминиевых композитных панелей, светлый вариант RAL-9010 или аналог и деревянных досок золотой вариант RAL-1036 или аналог. На фасаде остановки выполнить вывеску с наименованием остановки на русском и якутском языках, согласно ст. 9 закона РФ от 07.02.1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей".
Кровля остановки Кровля односкатная, выполняется оцинкованным профилированным настилом. Места стыков закрываются металлическими углами".
По общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев (ст. 26 Закона о стандартизации).
В пункте 8 Электронного документа N1 Описание объекта закупки указано, что передаваемое Оборудование должно соответствовать по качеству и комплектации требованиям государственных и отраслевых стандартов РФ, техническим условиям и технической документации изготовителя, отвечать соответствующим ГОСТам, требованиям законодательства Российской Федерации, а также условиям муниципального контракта.
Согласно п. 5.2 контракта качество изготовленного Оборудования соответствует требованиям Контракта, документам стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ, ТР и других), установленных для данного типа (вида) Оборудования и подтверждаться соответствующими документами (на русском языке).
Также, в городском округе действует утвержденный график движений автобусов по регулярным маршрутам. Составление графика движения автобусов обосновывается на основании хронометража рейсов при различных погодных условиях.
Данной закупкой не предусмотрена установка автопавильонов на местах автобусных остановок, а только доставка до определенного адреса. Следовательно, заказчик не может требовать о надежности закрепления, поскольку закупкой предусмотрена только доставка на конкретный адрес, где будут хранится остановки до заключения контракта на монтаж и установку по адресному перечню.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе, требования обеспечения гарантийных обязательств.
В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Таким образом, требования части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе содержат прямой запрет на изменение существенных условий при его исполнении.
Из анализа приведенных норм закона следует, что существенными условиями контракта является установление порядка оплаты, в том числе выплаты аванса.
11.11.2023 между закзчиком и ИП Ефремовым А.Н. заключено дополнительное соглашение об авансировании в размере 30% от цены контракта, а именно, 5 621 362 рублей.
В обоснование заключения дополнительных соглашений стороны ссылаются на п. 11 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-46).
В соответствии с указанным пунктом установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие: установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Указанный пункт ФЗ-46 отсылает на Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (ред. от 13.01.2023) "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
При этом извещение о проведение закупки, заключенный по результатам закупки контракт не предусматривает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Данные действия, свидетельствуют о предоставлении заказчиком преимущественных условий ИП Ефремову А.Н. при исполнении им условий рассматриваемого контракта, заключив незаконное дополнительное соглашение.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика МКУ "Главстрой" ГО "г.Якутск" при проведении электронного аукциона на изготовление автобусных остановок для нужд ГО "город Якутск" (изв. N 0116300000123001496) нарушившим часть 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 декабря 2023 г. N 014/06/99-1658/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023