Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: МКУ Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений МР Мелеузовский район РБ
- в присутствии представителя.
Заказчик: МАДОУ ДС N12 "Малышок" МР Мелеузовский район РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Экодом"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Экодом" (вх. 18898/23 от 30.11.2023) на действия комиссии в лице МАДОУ ДС N12 "Малышок" МР Мелеузовский район РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300159823000044 "Оказание услуги по организации горячего питания для муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан на 2024 год (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)".
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300159823000044.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, противоречащий Пункту 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" в котором установлено требование, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предмет договора (договоров) сопоставимый с предметом контракта, установленный заказчиком:
Показатель N2 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" сформирован из следующих подпоказателей: 1) наибольшее значение стоимости (суммарного объема) оказанной услуги по организации горячего питания в дошкольных учреждениях по ранее успешно реализованным, исполненным в полном объеме контрактам, исчисляемый в рублях, подтвержденных актами оказанных услуг, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 25 (двадцати пяти) процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке с 2018 по 2020 годы. Лучшим условием исполнения контракта по данному подпоказателю является предложение Участника закупки (среди всех предложений, поступивших на конкурс) с наибольшей общей стоимостью исполненных контрактов (договоров) на оказание услуги по организации горячего питания в дошкольных учреждениях с 2018 по 2020 годы. |
В то же время какого-либо указания на специфичность услуг, требующихся Заказчику, нормативного обоснования данной специфики, в извещении об осуществлении закупки не содержится.
В ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прямо указано, что организациям, осуществляющим обучение, относятся научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Процессы приготовления пищи в образовательной организации и не в образовательной организации не отличаются друг от друга (и в том, и в другом случае повар руководствуется и действует в соответствии с утвержденным меню, технологическими картами и карточками раскладками, требованиями нормативных актов, регламентирующих требования к питанию, но самостоятельно не определяет состав блюда и его пищевую ценность).
При этом проф. стандарт "Повар", утв. Приказом Минтруда России от 09.03.2022 N 113н, возможность приготовления блюд для отдельных категорий получателей или отдельных видов питания (диетического, лечебного и т. п.) связывает не с опытом компании в которой работает повар, а с наличием у самого повара определенного разряда (квалификации), что никоим образом не обусловлено наличием у организации в которой работает повар опыта работы с организациями определенной инфраструктурной принадлежности.
Заказчик должен был указать - наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Установленное заказчиком условие, ограничивающее оцениваемый опыт, создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт оказания услуг только в рамках контрактов (договоров), указанных заказчиком при этом не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.
В п. 4 письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 также отмечается, что установление условия о подтверждении опыта контрактами (договорами) с определенной инфраструктурной принадлежностью, является неправомерным и ограничивает конкуренцию.
В этой связи сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров не соответствует п.28, 31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Также требование к объему недопустимо в соответствии с Постановлением 2604, это возможно было при Постановлении 1085, но в настоящий момент требование к объему запрещено (формулировка "стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 25 (двадцати пяти) процентов от начальной (максимальной) цены контракта")
Показатель N2 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" сформирован из следующих подпоказателей: 1) наибольшее значение стоимости (суммарного объема) оказанной услуги по организации горячего питания в дошкольных учреждениях по ранее успешно реализованным, исполненным в полном объеме контрактам, исчисляемый в рублях, подтвержденных актами оказанных услуг, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 25 (двадцати пяти) процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке с 2018 по 2020 годы. Лучшим условием исполнения контракта по данному подпоказателю является предложение Участника закупки (среди всех предложений, поступивших на конкурс) с наибольшей общей стоимостью исполненных контрактов (договоров) на оказание услуги по организации горячего питания в дошкольных учреждениях с 2018 по 2020 годы. |
По мнению Заявителя в настоящем случае рассмотрение заявок участников закупки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а установленный заказчиком критерий оценки создает не равные условия и имеет необъективный характер, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" что нарушает права и законные интересы заявителя.
Заказчик согласен с доводом жалобы.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что Заказчиком установлены неправомерные требования формирования документации, ограничивающие конкуренцию. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" на действия комиссии обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 4 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2403/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023