Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14011-ИП/23 от 27.11.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание охранных услуг"
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 17.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 195 838,07 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604, Положения) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В отношении первого довода, согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком установлен код ОКПД 2: 80.10.12.200 - Услуги частных охранных организаций. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, данная группировка включает:
- защиту жизни и здоровья граждан;
- охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке);
- консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно Раздела 2 Приложения N1 к извещению Описание объекта закупки:
Тревожные сообщения формируются комплексами технических средств охраны и объектовым приемо-передающим оборудованием, установленными в зданиях и отдельных помещениях (далее -Объект) Заказчика.
Подключение технических средств охраны производится без замены существующего оборудования Заказчика, установленного на Объекте, с соблюдением всех требований, предъявляемым ГОСТ Р 54126-2010 "Оповещатели охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний".
Исполнитель обязан изыскать техническую возможность (за счет Исполнителя) установки дополнительного оборудования (аппаратуры) на своем ПЦН (пульт центрального наблюдения) для приема сигнала ОС (Охранная сигнализация). Монтажные работы, по установке и пуско-наладке оборудования должны быть выполнены в срок не позднее одного календарного дня с даты начала оказания услуг по контракту в соответствии с пунктом 1.3 Описания объекта закупки.
Объекты Заказчика должны быть оборудованы в сроки, не более 2-х (Двух) дней с даты заключения Контракта (за счет Исполнителя):
Арочным металлодетектером с 6 независимыми зонами детектирования, пропускной способностью не менее 60 чел/мин, селективностью на черные металлы.
Видеокамерами: IP купольные антивандальные камеры с разрешением 2MP с использованием вариофокальной оптики.
Видео регистраторами на 8 каналов, который должен записывать и передавать по сети видеоизображение с разрешением до 8Мп 4K и 25 кадров в секунды, используя современный формат кодирования видеосигнала H.264 и H.265. Емкость архива не менее 4ТБ, но не менее 30 суток.
Оборудованием передачи данных: Организовать сеть из POE коммутаторов на 6 портов Общее количество портов: 6 (10/100 М), Количество портов, поддерживающих стандарт PoE: 4шт., Суммарная мощность потребителей: 65 Вт.
Таким образом, описанные мероприятия по установке дополнительного оборудования охранной сигнализации и системы видеонаблюдения, а также по их обслуживанию, являются необходимой мерой для надлежащего оказания услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах Заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России не усматривает в данных действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
В отношении второго довода, Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены, в том числе следующие положения:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
50 % |
качественные характеристики объекта закупки |
100 % |
Качественная характеристика объекта закупки 1: Наличие предложений о качестве оказания услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов |
25% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов; - Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. |
Качественная характеристика объекта закупки 2: Наличие предложений о качестве оказания услуг по поддержанию общественного порядка, пресечению правонарушений |
25% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов; - Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. |
|||||
Качественная характеристика объекта закупки 3: Наличие предложений о качестве оказания услуг по обслуживанию объектов мониторинговым центром Исполнителя |
25% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов; - Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. |
|||||
Качественная характеристика объекта закупки 4: Наличие предложений о качестве оказания услуг по ведению документации на объектах |
25% |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов; - Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. |
|||||
"Для оценки по качественной характеристике объекта закупки 1, в соответствии с пунктом 19 Положения, Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, контроль качества оказания услуг, правила обеспечения безопасности при оказании услуг. Под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту; Под контролем качества оказания услуг понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказываемых услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказания услуг; Под правилами обеспечения безопасности при оказании услуг понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, включая действия сотрудников Исполнителя при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций и обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей. В случае, если все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки в первой части заявки вправе указать "Участник закупки предлагает оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами". В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и/или участником конкурса не предоставляется оцениваемая информация, то предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки признается не представленным. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. В рамках качественной характеристике объекта закупки 1 соответствующие сведения считаются представленным в случае, если они содержат всю оцениваемую информацию и такая информация соответствует положениям настоящего Порядка оценки заявок. В рамках качественной характеристике объекта закупки 1 соответствующие сведения считаются не представленными в случае, если они не содержат всю оцениваемую информацию и/или не соответствует положениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов, направленных на контроль качества результата оказываемых услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля. При указании в предложении о качестве оказания услуг какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать, в том числе, функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании в предложении о качестве оказания услуг последовательности всех действий при оказании услуг, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). При указании в предложении о качестве оказания услуг контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг. Сведения, а также информация, предоставляемые участником в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должны быть конкретными, не допускать двоякого, двусмысленного толкования, с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки формируется без использования таких слов и словосочетаний как: "могут", "обязан(-ы)", "следует", "должен (-на, ны, но)", "не должен(-на, ны, но)", "могут быть", "должен(-на, ны, но) быть", "может", "не должен(-на, ны, но) быть" "может быть", "требуется". В случае несоблюдения настоящих требований при формировании участником предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представляемые участником сведения не учитываются и считаются не представленными. При формировании "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования Описания объекта закупки и проекта контракта и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств." | |||||||
"Для оценки по качественной характеристике объекта закупки 2, в соответствии с пунктом 19 Положения, Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, контроль качества оказания услуг, правила обеспечения безопасности при оказании услуг. Под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту; Под контролем качества оказания услуг понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказываемых услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказания услуг; Под правилами обеспечения безопасности при оказании услуг понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, включая действия сотрудников Исполнителя при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций и обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей. В случае, если все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки в первой части заявки вправе указать "Участник закупки предлагает оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами". В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и/или участником конкурса не предоставляется оцениваемая информация, то предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки признается не представленным. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. В рамках качественной характеристике объекта закупки 2 соответствующие сведения считаются представленным в случае, если они содержат всю оцениваемую информацию и такая информация соответствует положениям настоящего Порядка оценки заявок. В рамках качественной характеристике объекта закупки 2 соответствующие сведения считаются не представленными в случае, если они не содержат всю оцениваемую информацию и/или не соответствует положениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов, направленных на контроль качества результата оказываемых услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля. При указании в предложении о качестве оказания услуг какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать, в том числе, функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. Технология оказания услуг должна включать описание порядка взаимодействия сотрудников Исполнителя с территориальными подразделениями органов внутренних дел. При указании в предложении о качестве оказания услуг последовательности всех действий при оказании услуг, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). При указании в предложении о качестве оказания услуг контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг. Сведения, а также информация, предоставляемые участником в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должны быть конкретными, не допускать двоякого, двусмысленного толкования, с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки формируется без использования таких слов и словосочетаний как: "могут", "обязан(-ы)", "следует", "должен (-на, ны, но)", "не должен(-на, ны, но)", "могут быть", "должен(-на, ны, но) быть", "может", "не должен(-на, ны, но) быть" "может быть", "требуется". В случае несоблюдения настоящих требований при формировании участником предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представляемые участником сведения не учитываются и считаются не представленными. При формировании "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования Описания объекта закупки и проекта контракта и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств." | |||||||
"Для оценки по качественной характеристике объекта закупки 3, в соответствии с пунктом 19 Положения, Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, контроль качества оказания услуг, правила обеспечения безопасности при оказании услуг. Под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту; Под контролем качества оказания услуг понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказываемых услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказания услуг; Под правилами обеспечения безопасности при оказании услуг понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, включая действия сотрудников Исполнителя при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций и обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей. В случае, если все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки в первой части заявки вправе указать "Участник закупки предлагает оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами". В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и/или участником конкурса не предоставляется оцениваемая информация, то предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки признается не представленным. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. В рамках качественной характеристике объекта закупки 3 соответствующие сведения считаются представленным в случае, если они содержат всю оцениваемую информацию и такая информация соответствует положениям настоящего Порядка оценки заявок. В рамках качественной характеристике объекта закупки 3 соответствующие сведения считаются не представленными в случае, если они не содержат всю оцениваемую информацию и/или не соответствует положениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов, направленных на контроль качества результата оказываемых услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля. При указании в предложении о качестве оказания услуг какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать, в том числе, функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании в предложении о качестве оказания услуг последовательности всех действий при оказании услуг, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). При указании в предложении о качестве оказания услуг контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг. Сведения, а также информация, предоставляемые участником в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должны быть конкретными, не допускать двоякого, двусмысленного толкования, с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки формируется без использования таких слов и словосочетаний как: "могут", "обязан(-ы)", "следует", "должен (-на, ны, но)", "не должен(-на, ны, но)", "могут быть", "должен(-на, ны, но) быть", "может", "не должен(-на, ны, но) быть" "может быть", "требуется". В случае несоблюдения настоящих требований при формировании участником предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представляемые участником сведения не учитываются и считаются не представленными. При формировании "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования Описания объекта закупки и проекта контракта и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств." | |||||||
"Для оценки по качественной характеристике объекта закупки 4, в соответствии с пунктом 19 Положения, Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, контроль качества оказания услуг, правила обеспечения безопасности при оказании услуг. Под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту; Под контролем качества оказания услуг понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказываемых услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказания услуг; Под правилами обеспечения безопасности при оказании услуг понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, включая действия сотрудников Исполнителя при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций и обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей. В случае, если все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки в первой части заявки вправе указать "Участник закупки предлагает оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и в соответствии с нормативными документами". В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и/или участником конкурса не предоставляется оцениваемая информация, то предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки признается не представленным. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. В рамках качественной характеристике объекта закупки 4 соответствующие сведения считаются представленным в случае, если они содержат всю оцениваемую информацию и такая информация соответствует положениям настоящего Порядка оценки заявок. В рамках качественной характеристике объекта закупки 4 соответствующие сведения считаются не представленными в случае, если они не содержат всю оцениваемую информацию и/или не соответствует положениям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов, направленных на контроль качества результата оказываемых услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля. При указании в предложении о качестве оказания услуг какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать, в том числе, функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании в предложении о качестве оказания услуг последовательности всех действий при оказании услуг, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). При указании в предложении о качестве оказания услуг контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения. При указании в предложении о качестве оказания услуг методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг. Сведения, а также информация, предоставляемые участником в предложении о качественных характеристиках объекта закупки должны быть конкретными, не допускать двоякого, двусмысленного толкования, с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки формируется без использования таких слов и словосочетаний как: "могут", "обязан(-ы)", "следует", "должен (-на, ны, но)", "не должен(-на, ны, но)", "могут быть", "должен(-на, ны, но) быть", "может", "не должен(-на, ны, но) быть" "может быть", "требуется". В случае несоблюдения настоящих требований при формировании участником предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представляемые участником сведения не учитываются и считаются не представленными. При формировании "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования Описания объекта закупки и проекта контракта и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств." |
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что для оценки по характеристикам объекта закупки 1-4 показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, контроль качества оказания услуг, правила обеспечения безопасности при оказании услуг.
При этом порядком оценки также установлено, что под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту.
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (указать комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника электронного конкурса по проверке соблюдения работниками участника электронного конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта), для получения максимального количества баллов.
Таким образом, Заявитель считает, что установленная шкала оценки не может быть применена Заказчиком на основании п. 22 Положения поскольку само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает такой качественной характеристикой, что не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Кардинал" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 декабря 2023 г. N 047/06/42-3921/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023