Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14107-ИП/23 от 29.11.2023) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка инструмента".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 22.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 509 184,25 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Доводы Заявителя сводятся к тому, что извещение об осуществлении закупки составлено ненадлежащим образом, а именно Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, вводящие в заблуждение потенциальных участников закупки.
Заявитель обращает внимание Комиссии на следующие требования, установленные в описании объекта закупки:
- Позиция 245 "Шпатель малярный": Шпатель малярный. Материал полотна: нержавеющая сталь. Рукоятка: пластик, двухкомпонентная. Форма полотна: плоское. Ширина полотна: 95 и < 130 мм. Размер полотна: не менее: 90х100 мм. Применяется для шпаклевания трещин и неровностей, нанесение различных смесей.
- В позиции 246 "Шпатель малярный": Шпатель малярный. Материал полотна: нержавеющая сталь. Рукоятка: пластик, двухкомпонентная. Форма полотна: плоское. Ширина полотна: 350 и < 400 мм. Размер полотна: не менее: 90х100 мм. Применяется для шпаклевания трещин и неровностей, нанесение различных смесей.
- В позиции 24 "Клещи": Клещи. Вид: электромонтажные. Тип электромонтажных клещей: для снятия изоляции. Длина: > 200 и 300 мм. Автоматический многофункциональный стриппер с винтом микронастройки. Длина: не более 206 мм. Применение 4 в 1: снятие изоляции с проводов 0.05-10 мм2; резка проводов сечением до 10 мм2; снятие оболочки с плоских проводов ВВГ-П, ПУНП (кроме литой оболочки с одновременном заполнением промежутков между жилами); опрессовка наконечников 0.5-6.0 мм2. В стандартном диапазоне 0.2-10 мм2: автоматическая настройка на нужный размер и толщину изоляции проводов. В микродиапазоне 0.05-0.2 мм2: использование винта микронастройки. Усиленные прижимные губки. Ширина захвата: 13 мм. Окно для сброса обрезков изоляции. Одновременная зачистка до 3-х проводов за одно движение. Функция частичного снятия изоляции. Надрез и смещение. Встроенный модуль "CutPro" для резки проводов. Профессиональные лезвия. Типы опрессуемых наконечников: неизолированные наконечники и автоклеммы под двойной обжим. Металлическая отбортовка защитной крышки механизма. Съемный регулятор длины снятия изоляции с винтом, фиксирующим положение регулятора. Эргономичные рукоятки с увеличенной площадью из нескользящего прорезиненного материала. Отверстие на рукоятке для крепежа инструмента на карабин. Две встроенные возвратные пружины.
- В позиции 2 "Кусачки": Кусачки. Общая длина: 120 и < 140 мм. Тип: боковые. Размер: не менее 130 х 85 х 25 мм. Материал губок: сталь 45. Твердость: губки -не менее 53 HRC, зажимные поверхности - не менее 45,5 HRC. Тип покрытия металлических частей: никелевое. Тип рукояток: двухкомпонентные. Авторазжим: да.
- В позиции 3 "Кусачки": Кусачки. Общая длина: 160 и < 180. Тип: боковые. Тип реза: диагональный. Длина - 160 мм. Материал: сталь ванадиевая, выплавленная в электропечи, закаленная в масле и отпущенная. Тип головки: удлиненный. Черненые, полированные. Чехлы-рукоятки: двухкомпонентные. Прецизионные режущие кромки, дополнительно закаленные ТВЧ до твердости 62 НRC, для мягкой и твердой проволоки. Параметры режима резания: мягкая проволока до
4,0 мм; проволока средней твердости до
2,8 мм; твердая проволока до
2,0 мм.
Комиссия, изучив обжалуемые подателем жалобы требования к характеристикам указанных выше позиций товаров, установила, что действительно указанные требования приводят фактически к затруднению заполнения заявки, провоцирует ошибки при заполнении заявки, поскольку содержат противоречивые, неоднозначные сведения, например:
- в позиции 3 Заказчик указывает конкретную Длину 160 мм. Однако указывает Общую длину 160 и < 180.
- в позиции 24 Заказчик установил требование к характеристикам: Длина: > 200 и 300 мм. Автоматический многофункциональный стриппер с винтом микронастройки. Также в данной же позиции указывает Длина: не более 206 мм. и тд;
содержат заведомо неисполнимые требования - В позиции 2 заказчик требует товар общей минимальной длиной 120 мм ( 120 и < 140) Однако Размер указывает: не менее 130 х 85 х 25 мм).
Таким образом, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений содержащихся в извещении создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Условия, установленные Заказчиком в извещении, должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В связи с чем, указанное выше требование не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению заявки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерное положения в извещении, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко М.С. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 декабря 2023 г. N 047/06/42-3603/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023