Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Есина Ильи Игоревича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Мытищинский" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на услуги по мониторингу и техническому обслуживанию радиоканальной систем (РКС) вывода сигнала "Пожар" на пульт "01" подразделения пожарной охраны г.Мытищи и техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы дымоудаления (ДУ) (извещение N0348200010023000041 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Аукциона в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 21.11.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 689 199,96 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 01.12.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В Техническом задании установлено:
"Исполнитель обязан иметь
9.2. Договор с Главным управлением МЧС России по Московской области или Государственным казенным учреждением Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования, установленного в подразделении пожарной охраны.
(Подтверждающие документы должны быть предоставлены до заключения Контракта)".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с требованиями технического задания:
В перечень выполняемых работ, в том числе, входит:
круглосуточный мониторинг работоспособности пожарной сигнализации и эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования, дублирующее сигнал о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны г.о.Мытищи.
При этом Исполнитель должен обеспечить проверку качества радиоканала, уровня связи с дежурно-диспетчерской службой.
Кроме того, в соответствии с разделом ТЗ 8. (Общие требования к выполнению работ) работы должны выполняться в соответствии с нормативными документами: законодательных актов РФ в сфере стандартизации; государственных стандартов;
В строгом соответствии с регламентом, составленным с учетом технической документации предприятий - изготовителей оборудования.
Для прибора оконечного объектового РСПИ "Стрелец-мониторинг" таким документом является "Руководство по эксплуатации" (СПНК.425624.012 РЭ, ред. 4.0) 2019 года, в соответствии с разделом 5 которого: в соответствии с ГОСТ Р 56935-2016 в круглосуточном режиме должен осуществляться контроль за передачей от ПОО на ППО по линиям связи тревожных извещений о пожаре;
(ПОО - прибор объектовый оконечный. ППО - прибор пультовой оконечный)
- неисправностями, регистрируемыми ППК (прибор приемно-контрольный) и иными средствами пожарной автоматики объекта, взаимодействующими с ПОО;
- исправностью линий связи между оборудованием объекта и ПОО;
- исправностью линий связи между ПОО и ППО.
В целях исполнения данных требований, организация, заключившая договор, должна иметь допуск к пультовому оборудованию, установленному в пожарной части, который может быть предоставлен только при наличии Договора с Главным управлением МЧС России по Московской области или Государственным казенным учреждением Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования, установленного в подразделении пожарной охраны.
Договор с ГУ об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования, установленного в подразделении пожарной охраны, не устанавливает никакого монопольного преимущества и может быть предоставлен любой организации, выполнивших Требования к организациям, которые могут осуществлять эксплуатационнотехническое обслуживание оборудования, установленного в Подразделениях (Приложение 6 к Регламенту организации дублирования сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны Московской области) к приказу N П-99 от 18.11.2022 /N 735 от 14.11.2022 "Об организации дублирования сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны, расположенные на территории Московской области". Данное требование не противоречит антимонопольному законодательству и направлены на соблюдение Заказчиком и исполнением работ требований, предусмотренных нормативнотехническими документами Российской Федерации по пожарной безопасности и обязательны для исполнения".
В подтверждение своей позиции представитель Заказчика на заседание Комиссии представил Приказ N П-99 от 18.11.2022 / 735 от 14.11.2022 Главного управления МЧС России по Московской области.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований в Описании объекта закупки не противоречат Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 1128) (действующее на момент размещения извещения) утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Так, согласно вышеуказанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входят следующие работы:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является "Услуги по мониторингу и техническому обслуживанию радиоканальной систем (РКС) вывода сигнала "Пожар" на пульт "01" подразделения пожарной охраны г.Мытищи и техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы дымоудаления (ДУ)".
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе требование и предоставлении лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не установлено.
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требований о наличии действующей лицензии с указанием видов деятельности, которые относятся к предмету закупки, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заказчика доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В Техническом задании установлено:
"9.2. Договор с Главным управлением МЧС России по Московской области или Государственным казенным учреждением Московской области "Московская областная противопожарно-спасательная служба" об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования, установленного в подразделении пожарной охраны.
(Подтверждающие документы должны быть предоставлены до заключения Контракта).".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части требования "Подтверждающие документы должны быть предоставлены до заключения Контракта" противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Есина Ильи Игоревича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 30.11.2023 N 050/06/105-45650/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 ноября 2023 г. N 050/06/105-45650/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023