На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Технотрейд" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования и науки города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку учебного оборудования для оснащения предпрофессиональных классов по модулю "Мобильная робототехника и БПЛА" для нужд образовательных учреждений ДОНМ в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001423001634) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 23.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.12.2023.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 468 049 985,54 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы, КБК - 075070203А0208200244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.11.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "МТ-Интеграция" заключен государственный контракт от 21.11.2023 N 0173200001423001634 по цене 1 468 049 985,54 руб. (реестровый номер в ЕИС - 2970510175923000376).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших Описание объекта закупки.
1.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно укрупнен объект закупки.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции,в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка учебного оборудования для оснащения предпрофессиональных классов по модулю "Мобильная робототехника и БПЛА" для нужд образовательных учреждений ДОНМ в 2023 году (далее - Объект закупки).
В соответствии с Описанием объекта закупки поставке подлежат:
- расширенный робототехнический набор для изучения автономных мобильных роботов (далее - Товар N 1) в количестве 640 штук;
- расширенный робототехнический набор (далее - Товар N 2) в количестве 2 359 штук;
- образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике, конструктор программируемых моделей инженерных систем (далее - Товар N 3) в количестве 632 штуки;
- комплект полей и соревновательных элементов (далее - Товар N 4) в количестве 308 штук;
- комплект для изучения БПЛА (далее - Товар N 5) в количестве 624 штуки;
- безопасное полетное пространство (далее - Товар N 6) в количестве 86 штук (далее - Товары).
В силу пункта 3.1 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) поставка Товаров осуществляется Заказчику с 27.11.2023 по 13.12.2023.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что ввиду укрупнения Заказчиком, Уполномоченным органом Объекта закупки, поставить Товары в установленный срок не представляется возможным.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно пункту 2.2.1 Устава Заказчика, утвержденного распоряжением Департамента образования и науки города Москвы от 20.01.2020 N 34р, Заказчик осуществляет полномочия по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг для нужд Департамента образования и науки города Москвы и государственных учреждений. Также указанные полномочия Заказчика отражены в приказе Департамента образования города Москвы от 15.03.2023 N 202 "О наделении Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования и науки города Москвы полномочиями в сфере закупок".
Так, согласно Описанию объекта закупки поставка Товаров осуществляется в адрес 169 школ и иных учреждений, расположенных на территории Москвы.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих невозможность поставки Товаров в установленный срок.
Дополнительно в рамках рассматриваемого довода представитель Заявителя сообщил, что укрупнение Объекта закупки ограничивает участие в Аукционе потенциальных поставщиков, имеющих опыт исполнения контракта (договора) исключительно по поставке товаров, аналогичных Объекту закупки, ввиду увеличения необходимой стоимости исполненных обязательств по контракту (договору), подтверждающему соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренным частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений в части предметной области исполненного контракта (договора), предоставляемого в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе, требования к объему, количеству товаров, работ, услуг формируются заказчиком с учетом его потребностей, специфики деятельности и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в части необоснованного укрупнения Заказчиком, Уполномоченным органом Объекта закупки не нашел своего подтверждения.
1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам Товаров, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя
ООО "Прикладная робототехника".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с Описанием объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в том числе следующие требования к характеристикам Товара N 1:
- "Размеры (ДхШ): 40х26 мм" (в отношении модуля датчика линии);
- "Размеры модуля (ДхШхВ): ? 56х41х33 мм" (в отношении модуля технического зрения, представляющего собой вычислительное устройство со встроенным микропроцессором, интегрированной телекамерой и оптической системой).
Также в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в том числе следующие требования к характеристикам Товара N 3:
- "Габариты модуля (ДхШ): ? 40х26 мм" (в отношении мультидатчика для измерения температуры и влажности окружающей среды);
- "Размеры модуля (ДхШхВ) ? 56х41х33 мм" (в отношении модуля технического зрения, представляющего собой вычислительное устройство со встроенным микропроцессором, интегрированной телекамерой и оптической системой);
- "Размеры (ДхШ) 40х40 мм" (в отношении универсального вычислительного модуля);
- "Размеры (ДхШ) 40х40 мм" (в отношении платы расширения универсального вычислительного модуля, тип 2) (далее - Характеристики).
По мнению Заявителя, установленным Характеристикам соответствуют исключительно товары, производимые ООО "Прикладная робототехника".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Описание объекта закупки составлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии представили письма производителей ООО ТК "Полюс" (Российская Федерация) (исх. от 24.11.2023 б/н), ООО "Прикладная робототехника" (Российская Федерация) (исх. от 24.11.2023 N 24-11/2), ООО "НТЦ ЭТ" (Республика Беларусь) (исх. от 24.11.2023 N 2411-1), поступившие в ответ на запросы Заказчика (от б/д б/н) и содержащие информацию о возможности производства и поставки оборудования в соответствии с требованиями Описания объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя в части ненадлежащего установления Заказчиком, Уполномоченным органом совокупности требований к характеристикам Товаров не нашел своего подтверждения.
1.3 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены Характеристики, не предусмотренные позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования Каталога), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования Каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пунктом 5 Правил использования Каталога.
Пунктом 6 Правил использования Каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования Каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции Каталога).
Согласно сведениям ЕИС Извещение размещено в ЕИС - 20.10.2023, при этом позиция Каталога 32.99.53.130-00000196 "Образовательный комплект автономных робототехнических систем", включенная в Каталог 15.01.2021 (далее - Позиция), обязательна для применения с 01.04.2021.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещено обоснование необходимости применения дополнительных характеристик, не предусмотренных в Позиции (далее - Обоснование).
Так, согласно Обоснованию Заказчиком, Уполномоченным органом использованы Характеристики компонентов для обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены единицы измерения характеристики Товара N 1 "Тактовая частота: 200 шт." (в отношении программируемого контроллера), характеристики Товара N 2 "Напряжение выхода питания контроллера: не менее 7, не более 10 шт." (в отношении робототехнического контроллера, представляющего собой модульное устройство на основе программируемого контроллера и периферийной платы).
Согласно разъяснениям положений извещения об осуществлении закупки от 02.11.2023 N РИ1 ненадлежащее указание единиц измерения характеристик допущено ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системы описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
На заседании Комиссии установлено, что Описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых Товаров установленным требованиям.
Также Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки не указаны товарные знаки Товаров, в связи с чем заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемых участником закупки Товаров, соответствующие показателям, установленным в Описании объекта закупки.
При этом в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения не содержится требование об указании в составе заявки на участие в Аукционе характеристик предлагаемых участником закупки Товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 01.12.2023 по делу N П-379/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 декабря 2023 г. N П-379/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023