На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Лемма" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик), Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по улучшению пешеходной и транспортной доступности (Лот 73) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001423001654) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не направившего Заказчику документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.12.2023.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 65 345 830 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.11.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 13.11.2023;
8) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) Заказчиком с ООО "РУС-СТРОЙ" заключен государственный контракт от 27.11.2023 N 15-01-22-ГКУДКР/23 (реестровый номер в ЕИС - 2773161026923000510) по цене в размере 62 078 539 руб.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимает решение о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа.
Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:
а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено.
Пунктом 7 Правил взаимодействия установлено, что участник закупки в случае внесения изменений в информацию и (или) документы, размещенные в соответствии с Правилами взаимодействия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупки, аккредитованных на специализированной электронной площадке, направляет оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки новые информацию и (или) документы в порядке, установленном пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают такие документы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 Правил взаимодействия. При этом такие внесенные изменения либо такие новые информация и (или) документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 1 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено,что участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе в соответствии с частями 10 и 11 статьи 43 Закона о контрактной системе отозвать такую заявку до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не направившего Заказчику документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в результате чего заявка Заявителя отклонена Заказчиком.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, а также представил сведения, согласно которым 08.11.2023 Оператором электронной площадки осуществлено размещение информации о Заявителе и документов в реестре участников закупок, аккредитованных в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, ранее 08.09.2023 Оператором электронной площадки осуществлено размещение информации о Заявителе и документов в реестре участников закупок, аккредитованных в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленных частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 4 Постановления N 2571 08.11.2023 размещены информация о Заявителе и документы, содержащие в том числе:
- соглашение о коллективном участии в закупке от 21.12.2021 N 1/2021 (далее - Соглашение о консорциуме);
- дополнительное соглашение к Соглашению о консорциуме от 29.12.2021.
При этом Комиссия отмечает, что состав документов, размещенных Оператором электронной площадки 08.09.2023 в реестре участников закупок, аккредитованных в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не содержал вышеуказанный перечень документов.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым Заявителем подана заявка на участие в Конкурсе 02.11.2023, при этом в соответствии с пунктом 7 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки направил Заказчику информацию о Заявителе и документы, внесенные в реестр участников закупки, аккредитованных на электронной площадке в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе 08.09.2023, поскольку заявка Заявителя, одобренная Оператором электронной площадки 08.11.2023, поступила Оператору электронной площадки после подачи Заявителем заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, Комиссией установлено, что в период проведения Конкурса заявитель не осуществлял действий по отзыву заявки на участие в Конкурсе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что пунктом 7 Правил взаимодействия закреплено императивное правило о недопущении ретроактивного применения внесенных изменений в информацию и (или) документы в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке к отношениям, возникшим до размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия таких новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия, изучив представленные документы и сведения, пришла к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Также представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать довод ООО "Лемма" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2023 г. N П-398/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023