На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Кулакова А.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 19.06.2023 N 36 с единственным поставщиком на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р (далее - Перечень), при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2526010312723000020) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при заключении Контракта с Государственным предприятием Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" (далее - ГП НО "НОФ").
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Неправомерно выбран способ проведения закупки путем осуществления закупки у единственного поставщика вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика;
2) Контракт не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при заключении Контракта Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.12.2023.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ проведения закупки путем осуществления закупки у единственного поставщика вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит
Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения Контракта).
При этом в силу части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
Согласно сведениям ЕИС между Заказчиком и ГП НО "НОФ" заключен Контракт по цене в размере 8 667 884 500 рублей на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Контракт заключен на основании Закона Нижегородской области от 05.04.2017 N 24-З
"О полномочиях государственного предприятия Нижегородской области на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой" (далее - Закон Нижегородской области N 24-З).
Так, согласно части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 24-З
ГП НО "НОФ" в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляет полномочия в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с пунктом 45 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
На заседании Комиссии установлено, что преамбула Контракта в качестве основания заключения контракта содержит указание на Закон Нижегородской области N 24-З, при этом предмет Контракта соответствуют пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области N 24-З.
Кроме того, в представленных Заказчиком на заседание Комиссии материалах содержится информация о направлении Заказчиком уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком от 19.06.2023 N Сл-315-494325/23 в адрес Министерства финансов Нижегородской области в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе и рассмотрении контрольным органом в сфере закупок данного уведомления.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при заключении Контракта с единственным поставщиком не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не включившего в Контракт обоснование НМЦК.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с Законом о контрактной системе и включает в контракт обоснование цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что обоснование НМЦК оформлено приложением к Контракту.
Комиссией установлено, что приложение N 2 к Контракту содержит обоснование и расчет цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными препаратами, включенными в Перечень, при амбулаторном лечении по рецептам врача бесплатно или с 50 - процентной скидкой, что также нашло свое отражение в пункте 2.13 Контракта.
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, Комиссия в рамках установленных полномочий проводит контроль исключительно в части соблюдения Заказчиком требований к наличию в Контракте обоснования НМЦК, а не к его содержанию.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в части отсутствия в Контракте обоснования НМЦК не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы Кулакова А.В. не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 декабря 2023 г. N П-370/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023