На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп", на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 295/23 от 07.12.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - (на основании доверенности),
представители Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены;
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены;
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323010051),
УСТАНОВИЛА:
30.11.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" (далее - Заявитель, ООО "РОСТ-Групп"), содержащие сведения о нарушении Заказчиком - Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - требований законодательства о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323010051) (далее - Закупка).
Из содержания обращения следует, что:
1. Заказчиком установлено неверное требование к наличию опыта выполнения работ. При проведении конкурентной закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчик обязан установить требование о наличии опыта работ, предусмотренного позицией 18 приложения к Постановлению N 2571. При этом в нарушение указанных положений законодательства заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии c позицией 17 приложения к Постановлению N 2571;
2. Заказчик изменил суть извещения об осуществлении закупки при даче разъяснений положений документации. В извещении указано, что закупка размещена в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что не предполагает предоставления конкретных характеристик в составе заявки. Вместе с тем, 29.11.2023 г. заказчиком были даны разъяснения о том, что конкретные характеристики все же требуются предоставить. Заявитель считает, что своим разъяснением заказчик нарушил ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, фактически изменив суть извещения.
3. Заказчиком при составлении описания объекта закупки использованы противоречивые требования к используемому оборудованию, не позволяющие участнику аукциона сформировать свое предложение. В тексте технического задания и приложения к техническому заданию N 8 указаны требования, прямо противоречащие друг другу.
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
1. в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000323010051, а также технического задания Заказчика, требуемым к выполнению видом работ является выполнение работ именно по капитальному ремонту автомобильных дорог;
2. описание объекта оспариваемой закупки содержит смету на капитальный ремонт при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети техническими комплексами ФВФ. Включение сметы в описание объекта закупки в соответствии с указанным пунктом является надлежащим исполнением требований. Ответ, представленный Заказчиком на запрос разъяснения, абсолютно не изменил суть извещения. Согласно положениям Закона о контрактной системе и извещения о закупке требовать от участника закупки представления иной информации и документов, за исключением предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, не допускается;
3. пунктом 15.1 Технического задания установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах со ссылкой на Приложение N 8 к Техническому заданию. Пунктом 15.2 установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах. В рамках выполнения работ по закупке Подрядчик должен обустроить автомобильные дороги 2 типами стационарных технических средств с разными техническими характеристиками. Следовательно, требования, установленные Заказчиком, не противоречат друг другу.
Присутствующий на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
23.11.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323010051).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 190 000 000,00 рублей.
1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Если объект закупки включен в приложение к Постановлению N 2571, а начальная (максимальная) цена превышает установленные подпунктом "а" пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0853500000323010051 объект закупки - "Выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области".
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению N 2571:
"3. 1 Требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
Разделом III, п. 17 Постановления N 2571 установлены следующие требования:
Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям | |||
17. |
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Согласно доводу Заявителя, при проведении конкурентной закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчик обязан был установить требование о наличии опыта работ, предусмотренного позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571:
18. |
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Заявитель указывает на соответствие проводимых Заказчиком работ подпункту 1 п. 10 раздела IV Классификации, установленной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"
Согласно подпункту 1 п. 10 раздела IV Классификации в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства:
1) установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000323010051, а также технического задания Заказчика, требуемым к выполнению видом работ является - выполнение работ именно по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно техническому заданию Заказчика в рамках исполнения настоящего контракта требуется установить стационарные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - комплекс, комплекс ФВФ, технические средства автоматической фотовидеофиксации)
Настоящие комплексы устанавливаются на участке автомобильной дороги для видеонаблюдения за дорожно-транспортной обстановкой в режиме реального времени и фиксации количества пересекающих зону видеоконтроля транспортных средств (далее - ТС) с распознаванием государственного регистрационного знака каждого ТС.
Подпунктом "д" пункта 4 части 3 раздела II Классификации предусмотрено, что при капитальном ремонте проводятся, в том числе, работы по элементам обустройства автомобильных дорог: устройство и замена специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, а также их отдельных элементов
Следовательно, действия заказчика, установившего требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению N 2571, не нарушают положений законодательства о контрактной системе.
2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0853500000323010051 способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323010051) от 29.11.2023 г. N РИ1:
|
Положение извещения, которое требует разъяснения |
Суть вопроса |
1 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие |
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки характеристики предлагаемого участником закупки товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В состав документов извещения о закупке включена сметная документация, при этом Приложением 8 к Техническому заданию установлены также требования к показателям товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД. При этом также указано примечание: Возможно рассмотрение предложений с лучшими характеристиками.
1. В связи с этим просим разъяснить, требуется ли в составе заявки предоставлять предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием характеристик предлагаемого участником закупки товара, товарного знака (при наличии у товара товарного знака)?
2. О каком рассмотрении предложений идет о речь в примечаниях: рассмотрение предложения участников закупки в отношении объекта закупки в рамках рассмотрения заявок, рассмотрении предложения на этапе приемки товара или ином? 3. В случае, если в составе заявки предоставлять предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием характеристик предлагаемого участником закупки товара, товарного знака (при наличии у товара товарного знака) требуется, просим разъяснить, правильно ли мы понимаем, что необходимо предоставить характеристики товара из Приложения N8 к Техническому заданию?
Ответ
1. В составе заявки участника закупки требуется предоставить предложения в отношении характеристик предлагаемого товара.
2. Предложения участника в отношении предложенных характеристик предлагаемого товара будет рассматриваться на этапе рассмотрения заявок. 3. В составе заявки необходимо предоставлять предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием характеристик из Приложения N 8 к Техническому заданию. |
Таким образом, из существа размещенного 29.11.2023 г. Заказчиком разъяснения положений извещения об осуществлении закупки следует изменение сути извещения, что является нарушением ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, руководствуясь п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.10.2014 г., Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи признанием электронного аукциона несостоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие в закупке.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при составлении описания объекта закупки установлены противоречивые требования к используемому оборудованию, не позволяющие участнику аукциона сформировать свое предложение. В тексте технического задания и приложения к техническому заданию N 8 указаны требования, прямо противоречащие друг другу.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 15.2.2.4, 15.2.2.6, 15.2.4.1 Технического задания на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области установлены следующие требования:
"15.2.2.4 Обеспечивать пределы допустимой погрешности измерения скорости движения ТС, не превышающей:
- _1 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч;
- _1 % в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч.
15.2.2.6 Обеспечивать распознавание ГРЗ, находящихся в зоне контроля, с вероятностью распознавания ГРЗ в пределах, указанных в Таблице 2:
Таблица 2 - Вероятность распознавания ГРЗ
Описание параметра |
Вероятность |
Вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) от общего числа ТС, проследовавших через зону контроля |
не менее 90% |
15.2.4.1 Для обеспечения всепогодного круглогодичного режима эксплуатации комплекс ФВФ должен сохранять свои характеристики при температуре окружающего воздуха в диапазоне не выше -40 не ниже +60
.
В п. 1.5, 1.8, 2.3 приложения N 8 к Техническому заданию "Показатели товаров предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД" установлено следующее:
N п/п |
Показатели |
Значения показателей |
1.5. |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения в зоне контроля ТС, км/ч |
_ 1 |
1.8. |
Вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (при соблюдении положений ГОСТ Р 50577-2018 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" и Конвенции о дорожном движении 1968 г., % |
Не менее 98 |
2.3. |
Диапазон рабочих температур окружающей среды при эксплуатации оборудования, не выше/ не ниже, °С |
- 40 /+ 50 |
Согласно письменным пояснениям Заказчика пунктом 15.1 Технического задания установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах со ссылкой на Приложение N 8 к Техническому заданию. Пунктом 15.2 установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах. В рамках выполнения работ по закупке Подрядчик должен обустроить автомобильные дороги 2 типами стационарных технических средств с разными техническими характеристиками. Следовательно, требования, установленные Заказчиком, не противоречат друг другу.
Инспекция Оренбургского УФАС России, проанализировав положения извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, приходит к выводу о том, что пункты 15.2.2.4, 15.2.2.6, 15.2.4.1 Технического задания относятся к разделу 15.2 "Требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах".
Также установлено, что приложение N 8 к Техническому заданию "Показатели товаров предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД" относится к разделу 15.1 "Требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах", поскольку данным разделом установлено, что "Комплекс должен являться специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, внесенным в реестр средств измерений РФ и сертифицированным на измерение скорости (Показатели товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети муниципальных образований Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД приведены в Приложение N 8 к Техническому заданию)".
Таким образом, Инспекцией Оренбургского УФАС России нарушений в указанной части не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" нарушившим положения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Руководитель Инспекции: |
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 12 декабря 2023 г. N 056/10/99-1258/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023