В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 296/23 от 07.12.2023, N 301/23 от 11.12.2023 Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
представители администрации Южного округа г. Оренбурга, индивидуальный предприниматель Дворянчиков Илья Михайлович на рассмотрение обращения не явились, извещены надлежащим образом (исх. N ЛП/5523/23 от 07.12.2023), ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение администрации Южного округа г. Оренбурга (вх. N 8885/23 от 06.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Дворянчикова Ильи Михайловича (ИНН: 615427670070) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга (извещение N 0153300066923000666),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) поступило обращение администрации Южного округа г. Оренбурга (далее - Заказчик) (вх. N 8885/23 от 06.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Дворянчикова Ильи Михайловича (ИНН: 615427670070) (далее - ИП, Поставщик) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга (извещение N 0153300066923000666).
Из представленной Заказчиком информации следует, что по состоянию на 24.11.2023. Поставщик обязательства по муниципальному контракту N 0153300066923000666 от 19.10.2023. не выполнил. На основании указанного, 24.11.2023. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе исполнения контракта на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга.
От ИП каких-либо письменных пояснений в адрес Инспекции Оренбургского УФАС России не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ИП по адресу электронной почты - Ilya_dvoryanchikov@bk.ru, указанному в муниципальном контракте N 0153300066923000666 от 19.10.2023.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ИП.
Доказательств того, что адрес электронной почты Ilya_dvoryanchikov@bk.ru заблокирован, и у ИП существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела. Исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, на основании представленных в материалы дела документов, установила следующее.
27.09.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга (извещение N 0153300066923000666).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 498 720,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 N ИЭА1 победителем электронного аукциона признан индивидуальный предприниматель Дворянчиков Ильи Михайлович с предложением по цене контракта 262 698,40 руб.
19.10.2023 между администрацией Южного округа г. Оренбурга и индивидуальным предпринимателем Дворянчиковым Ильей Михайловичем заключен муниципальный контракт N 0153300066923000666 (реестровый номер контракта 3561005006523000064) на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в собственность Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа города Оренбурга (далее - товар) на условиях контракта.
В силу п. 3.1 Контракта поставка Товара производится с момента заключения контракта до 21.11.2023. Место доставки Товара: город Оренбург, ул. Чкалова, д. 32 а.
Согласно п. 4.1 Контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Муниципальному заказчику Товар в соответствии техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации и предоставить Муниципальному заказчику документы, предусмотренные контрактом.
Пунктом 4.2 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязан обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
В силу п. 4.3 Контракта Поставщик обязан передать Муниципальному заказчику Товар надлежащего качества согласно Спецификации, к контракту.
Согласно п. 4.11 Контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика полное и своевременное исполнение обязательств по контракту.
Из материалов дела следует, что Заказчиком в адрес ИП была направлена претензия (исх. N 01-10/3776 от 23.11.2023) о нарушении Поставщиком сроков исполнения обязательств по Контракту, в связи с чем требовал поставить товар.
ИП на указанное письмо не ответил, товар поставлен Заказчику не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Положениями Контракта предусмотрена электронная приемка товара.
В соответствии с п. 3.4 Контракта при поставке Товара Поставщик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке оформленный в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Исходя из представленных в материалы дела документов, информации с сайта ЕИС, в срок до 24.11.2023 товар, предусмотренный Контрактом, поставлен Заказчику не был.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 8.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.8-26 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об отказе от исполнения контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по контракту.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2023 Заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Контракта было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.11.2023 08:51 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (Решение об одностороннем отказе N 1 от 24.11.2023) было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик: получено 24.11.2023 08:51 (МСК)).
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Учитывая положения ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта на момент рассмотрения обращения вступил в силу.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Установлено, что Заказчиком вышеуказанные положения Закона о контрактной системе соблюдены.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ИП в вышеуказанный срок были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в материалы дела представлено не было.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у ИП отсутствовали правовые основания для неисполнения условий Контракта, поскольку, выражая согласие с условиями извещения об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ИП принял на себя обязательства по исполнению условий Контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ИП уклонился от исполнения Контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного Контракта, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Установлено, что ИП значительно снизил цену контракта, в частности, процент снижения от начальной (максимальной) цены контракта Поставщиком составил 47,32 % (236 021,60 руб.). При таких обстоятельствах ИП должен был осознавать степень риска столь значительного снижения начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Пунктом 1 ст. 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик указал на нарушение Поставщиком сроков поставки. В настоящем случае ожидаемым и добросовестным поведением ИП явилось бы надлежащее исполнение условий Контракта.
Вместе с тем Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий Контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение ИП в РНП является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение администрации Южного округа г. Оренбурга (вх. N 8885/23 от 06.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Дворянчикова Ильи Михайловича (ИНН: 615427670070) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку новогодних шаров для нужд администрации Южного округа г. Оренбурга (извещение N 0153300066923000666), удовлетворить.
2. Сведения, представленные администрацией Южного округа г. Оренбурга, в отношении:
- Индивидуального предпринимателя Дворянчикова Ильи Михайловича (ИНН 615427670070, ОГРНИП 323565800017070, адрес электронной почты: Ilya_dvoryanchikov@bk.ru; адрес: 462781, Оренбургская обл., ЗАТО п. Комаровский, д. 19, кв. 43 включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Дворянчикова Ильи Михайловича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об индивидуальном предпринимателе Дворянчикове Илье Михайловиче из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 12 декабря 2023 г. N 056/10/104-1261/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023