Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию, представленную Заказчиком Комитетом дорожного
хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "Город Саратов" о включении ООО "Артель" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300002723000035
"Строительство автомобильной дороги "п. Солнечный-2 - п. Расково" в Кировском и Гагаринском районах г. Саратова (1-й этап: Строительство автомобильной дороги "ул. Юбилейная в п. Расково - автоподъезд к п. Расково от автомобильной дороги "Саратов - Дубки - Новая Липовка")" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
01.12.2023 в Саратовское УФАС России поступила информация от Заказчика Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "город Саратов" о включении ООО "Артель" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300002723000035 "Строительство автомобильной дороги "п. Солнечный-2 - п. Расково" в Кировском и Гагаринском районах г. Саратова (1-й этап: Строительство автомобильной дороги
"ул. Юбилейная в п. Расково - автоподъезд к п. Расково от автомобильной дороги "Саратов - Дубки - Новая Липовка")" (далее - Информация).
Изучив представленные информацию и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
09.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 128 067 552,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 N ИЭА1 заявка ООО "Артель" (далее - Общество, Поставщик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона и признана победителем.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5-
8,10,17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
21.11.2023 Заказчиком на электронную площадку передан документ "Проект контракта" от 21.11.2023.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего праводействовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющегоправо действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные
пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющегоправо действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
28.11.2023 от электронной площадки получен документ "Протокол разногласий".
29.11.2023 на электронную площадку передан документ "Доработанный контракта" от 29.11.2023.
30.11.2023 от электронной площадки получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 30.11.2023.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечениясрока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5
настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным
частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
01.12.2023 Заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта 01.12.2023 NППУ20_1 на основании невыполнения участником требований ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в срок для подписания Контракта Общество не предоставило обеспечение исполнения контракта, в результате чего Контракт не был заключен и был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Общества пояснил, что на счете Поставщика отсутствовала денежная сумма, равная сумме обеспечения исполнения Контракта (12 806 755 рублей 23 копейки), и Общество приняло решение выпустить независимую гарантию, что подтверждается выпиской по счету ПАО АКБ "Авангард" с 15.11.2023 по 01.12.2023. Во исполнении этого, Общество подало ряд обращений (заявок) в соответствующие финансовые учреждения - банки.
Однако, по факту поданных обращений (заявок) Общество стало получать отказы. Поставщик продолжил обращаться в банки с обращениями (заявками), однако, в выпуске независимой гарантии было отказано.
30.11.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, в котором уведомило последнего о своих трудностях и попросило отсрочить подписание проекта Контракта.
Представитель Общества также пояснил, что в настоящее время Общество выполняет работы по договорам, а также контрактам, заключенным во исполнение государственного оборонного заказа. В связи с окончанием календарного года Общество стремится максимально оперативно завершить работы по ним, сдать исполнительную документацию, акты выполненных работ, вкладывая собственные денежные средства для завершения работ и приобретение материалов, в связи с чем, все денежные средства Общества находятся в обороте. Хранение денежных средств на счетах компании нецелесообразно и экономически не выгодно. С учетом постоянного роста ключевой ставки рефинансирования, установленной Банком России, а, следовательно, и роста стоимости строительных материалов и оборудования, Общество стремится своевременно закупить строительный материал для предотвращения дальнейших убытков в связи с повышением цен.
Исходя из этого, на счету компании отсутствовала сумма, равная сумме обеспечения исполнения Контракта по электронному аукциону N 0160300002723000035, однако сумма, необходимая для оплаты предоставления банковской гарантии находилась на счету Общества, что подтверждается выпиской с расчетного счета ООО "Артель", открытого в банке ПАО АКБ "Авангард" за период с 21.11.2023 по 30.11.2023.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку ООО "Артель" не имела цели уклониться от заключения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие о недобросовестности ООО "Артель" и о её уклонении от заключения контракта. Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "город Саратов", в отношении ООО "Артель" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 8 декабря 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023