Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -
члены Комиссии:
в присутствии представителя Государственного комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия - -------, действующей на основании доверенности N01-07/530 от 06.12.2023 года (со сроком действия по 31.12.2023 года);
в отсутствие надлежащим образом уполномоченных представителей общества с ограниченной ответственностью "----", директора общества с ограниченной ответственностью "-----" ------, извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/104-808/2023;
07 декабря 2023 года рассмотрев обращение Государственного комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----", директора общества с ограниченной ответственностью "---" ----- на основании приказа Мордовского УФАС России N129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 01 декабря 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Государственного комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----" (далее - ООО "----", Общество) (ИНН: --; КПП: --; ОГРН: --; адрес (место нахождения юридического лица): ------), директора ООО "----" ----- (ИНН: --) в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе,N 0109500000323000018 (тумба офисная деревянная) (далее - Закупка).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "---", директора ООО "---" ---- письмом от 04.12.2023 года NДМ/4954/23 назначено к рассмотрению на 07 декабря 2023 года на 16 часов 30 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "--- " и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (вх.N6312-ЭП/23 от 04.12.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-808/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000731).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
ООО "---", извещенное о времени и месте проведения Комиссии в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Правил надлежащим образом, явку представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на представление интересов Общества) на рассмотрение дела N013/6/104-808/2023 не обеспечило, представило в адрес Мордовского УФАС России письменные объяснения (вх.N6391/23 от 07.12.2023 года).
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "----" от заключения контракта по результатам проведения Закупки и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, N 0109500000323000018 (тумба офисная деревянная) размещено Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.11.2023 года 14:25 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 17 908 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 28.11.2023 N 0109500000323000018 в соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании предварительных предложений участников на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" 27.11.2023 года была определена 1 заявка с идентификационным номером: 71 с предложением 17 900 рублей, которая была признана Заказчиком соответствующей. Закупка товаров согласно части 12 статьи 93 Закона о контрактной системы N 0109500000323000018 признана несостоявшейся в связи с тем, что подана только одна заявка на участие в закупке. Данный протокол размещен на сайте ЕИС - 28.11.2023 10:35 (МСК).
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки. Закупка товара в соответствии с настоящей частью осуществляется в следующем порядке: заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Государственным комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия во исполнение требований пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 29.11.2023 11:48 (МСК), следовательно, ООО "АСК", руководствуясь положениями пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 30.11.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта.
Однако в регламентированный срок - до 23:59 30.11.2023 года Обществом не совершены действия, указанные в пункте 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
01.12.2023 года в адрес Заказчика от оператора электронной площадки поступило уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки Обществом требований, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 50, Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе правомерно ООО "----" признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 01.12.2023 NППУ20_1, размещен на сайте Единой информационной системе - 01.12.2023 19:15 (МСК)).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 01.12.2023 года.
Согласно письменных объяснений, представленных в адрес Мордовского УФАС России (вх.N6391/23 от 07.12.2023 года), следует, что ООО "----" намеренно не уклонялось от подписания контракта и умышленно не бездействовало. Уведомление о размещении контракта для его подписания поступило в момент, когда директор Общества находился в служебной командировке, что подтверждается локальными документами учреждения (служебное задание для направления в командировку от 29.11.2023 года; приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку N15-К от 29.11.2023 года), право подписи контракта иным лицам не представлено. Обществом уже закуплен необходимый к поставке товар в полном объеме, следовательно, ООО "АСК" готово исполнить контракт (счет-фактура б/н от 30.11.2023 года; платежное поручение N418 от 13.11.2023 года).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика не настаивал на включении сведений об Обществе и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных Обществом возражений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Так уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник процедуры закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения государственного контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Кроме того, принимая решение об участии в процедуре государственной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен учитывать специфику документооборота на электронной площадке, единой информационной системе и сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Принимая решение об участии в Закупке и размещая предложение о поставке товара (подавая соответствующую заявку), хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность заключения контракта.
Согласно пункта 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части. При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящей части.
Как следует из материалов дела участие Общества в рассматриваемой закупке N 0109500000323000018, путем размещения на сайте оператора электронной площадки предварительного предложения, является добровольным, следовательно, подавая заявку на участие в Закупке, Общество оценило свои возможности по заключению и исполнению контракта, согласилось со всеми его условиями и осознавало наступление определенных последствий своих действий (бездействий), в том числе и неблагоприятных.
Комиссия Мордовского УФАС России критически относится к представленным Обществом документам, как доказательствам добросовестного отношения участника к действиям по подписанию контракта, поскольку согласно служебного задания для направления в командировку от 29.11.2023 года, а также приказа N15-К от 29.11.2023 года директор ООО "----" ----- направлена в командировку в г. Ульяновск на три календарных дня в период с 29.11.2023 года по 01.12.2023 года, однако, согласно счет-фактуре б/н от 30.11.2023 года товар (тумба офисная деревянная) принят 30.11.2023 года лично директором ООО "----" ------ (документ подписан собственноручной подписью).
Кроме того, Комиссией Мордовского УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" о представлении сведений об активности ООО "----" в период с 29.11.2023 года по 02.12.2023 года (включительно) на электронной площадке для проверки пояснений заинтересованного лица. Согласно представленным сведениям ООО "----" в срок, регламентированный для подписания контракта, неоднократно осуществляло вход в личный кабинет на ЭТП 29.11.2023 года и 30.11.2023 года.
Комиссия отмечает, что ООО "---" не представило бесспорных доказательств (документов и сведений), позволяющих сделать однозначный вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок (вследствие действий непреодолимых сил и их последствий или по вине третьих лиц).
В рассматриваемом случае Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при участии в закупке в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем поведение победителя закупки при заключении контракта по результатам Закупки не отвечает требованиям добросовестности и разумности.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России подтвержден факт недобросовестного поведения победителя закупки, выразившийся в неисполнении требований, предусмотренных извещением о проведении Закупки и требований Закона о контрактной системе, что является основанием для включения сведений об ООО "----" и его директоре ----- в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Государственным комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия в отношении ООО "---" (ИНН: --; КПП: --; ОГРН: 1---; адрес (место нахождения юридического лица): ----), директора ООО "---" ---- (ИНН: ---) в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, N 0109500000323000018 (тумба офисная деревянная), включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 7 декабря 2023 г. N 013/06/104-808/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023