Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
---------;
в присутствии представителей:
государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" - --------, действующей на основании доверенности N147 от 29.12.2022 года (со сроком действия до 31 декабря 2023 года); ----------, действующей на основании доверенности N31 от 21.02.2023 года (со сроком действия до 31 декабря 2023 года);
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------, действующего на основании доверенности б/н от 21.06.2023 года (со сроком действия 1 (один) год) (до перерыва), ----------, действующей на основании доверенности б/н от 17.05.2023 года (со сроком действия на один год) (после перерыва),
в отсутствие индивидуального предпринимателя ----------, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-816/2023;
рассмотрев 11.12.2023 года жалобу индивидуального предпринимателя ---------- (далее - ИП -----------, Заявитель) на действия государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323003988 на подготовку проектной документации на ремонт участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с проведением государственной экспертизы проектов (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 03.12.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N6321-ЭП/23 от 05.12.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 06.12.2023 года NДМ/5013/23 рассмотрение жалобы назначено на 11.12.2023 года в 11 часов 30 минут.
11.12.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000726).
11.12.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 30 минут 11.12.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
Извещение N 0809500000323003988 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 16.11.2023 11:57 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 10 419 274,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.12.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 06.12.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 07.12.2023.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.12.2023 NПРОII1 09:00 04.12.2023 года (время московское) поступило 5 заявок на участие в электронном конкурсе под идентификационными номерами 48195, 48285, 48345, 48210, 48295. На основании направленных оператором электронной площадки вторых частей заявок на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены вторые части заявок на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и принято решение о соответствии всех поступивших заявок требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2023 NИЭОК1 комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного конкурса участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 48295), предложившего цену контракта 7 200 000 рублей, заявка которого соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение положений законодательства о контрактной системе Российской Федерации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 6 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N2571), поскольку объект закупки не является объектом архитектурно-строительного проектирования в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N6424/23 от 08.12.2023 года, вх.N6428-ЭП/23 от 11.12.2023 года, согласно которым считают данную жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Дополнительные требования к участникам закупки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к участникам закупки предъявляется дополнительное требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Комиссией установлено, что объектом рассматриваемой закупки является подготовка проектной документации на ремонт участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с проведением государственной экспертизы проектов с начальной (максимальной) ценой контракта 10 419 274,00 рублей.
Из извещения о проведении Конкурса следует, что Заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N2571).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 10.1 части 1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с позицией Минстроя РФ, изложенной в письме от 11.07.2018 г. N 30418-АС/08 "Об объектах капитального строительства", с учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика проведение данного Конкурса, установление видов работ и спорных дополнительных требований основано на законодательстве о градостроительной деятельности, в том числе на положениях Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 510 "Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия", Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", своде правил в сфере градостроительства и др.
На основании вышеизложенного, установление Заказчиком дополнительных требований по позиции 6 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N2571 в рамках данного Конкурса не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП ------- на действия государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0809500000323003988 на подготовку проектной документации на ремонт участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с проведением государственной экспертизы проектов необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 декабря 2023 г. N 013/06/42-816/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023