Резолютивная часть объявлена 11 декабря 2023 года
Изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России, на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N469/23 от 28.112023 в период с 28.11.2023 по 11.12.2023 (включительно), в составе:
Рагулина Т.Ю. - начальник отдела контроля закупок Курского УФАС России;
Боева А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Курского УФАС России;
Ефремов Д.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Курского УФАС России,
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной перинатальный центр", уполномоченным органом - Министерством имущества Курской области при проведении закупки N0144200002423000064 способом электронного аукциона на "Оказание услуг охраны" (ИКЗ: 232462902149046320100100270018010244), в отсутствие представителя гр-на Шурупова Ивана Игоревича, в отсутствие представителей ОБУЗ "ОПЦ", в отсутствие представителей Министерства имущества Курской области (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей стороны вх. N6080-ЭП/23 от 08.12.2023).
На заседании Инспекции Курского УФАС России в соответствии с абз.5 п.29 Правил велась аудиозапись.
Основание для проведения внеплановой проверки - обращение гражданина Шурупова Ивана Игоревича (далее гр-н <...>).
По мнению заявителя, предлагаемая победителем закупки N0144200002423000064 цена Контракта имеет занижение по сравнению с рыночной стоимостью, что не позволяет другим охранным организациям оказывать охранные услуги надлежащего качества на законных основаниях.
Заседание Инспекции по рассмотрению обращения гр-на Шурупова И. И. было назначено на 11.12.2023 в 12 часов 00 минут (Уведомление Курского УФАС России NМВ/4041/23 от 28.11.2023).
Изучив документы и сведения, оценив в совокупности и взаимосвязи доказательства, представленные сторонами в материалы проверки, Инспекцией Курского УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
27.04.2023 г. Заказчиком - ОБУЗ "ОПЦ" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки N0144200002423000064.
Согласно сведений Единой информационной системы:
- заказчиком является - ОБУЗ "ОПЦ";
- закупка проводилась способом электронного аукциона;
- объект закупки: "Оказание услуг охраны";
- начальная (максимальная) цена контракта - 17 985 942 руб. 72 коп;
- оператор электронной площадки - ЭТП ТЭК-Торг;
- контракт по результатам электронного аукциона N0144200002423000064 заключен;
- закупка проводилась не в рамках национального проекта.
Частями 1 и 2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_".
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.п. 5, 11, 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." , при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом; требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктами 1, 3, 4 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно открытым данным ЕИС, 15.05.2023 уполномоченными органом посредством ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки, и размещены в том числе электронные документы: "Описание объекта закупки", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", "Проект контракта", "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
В соответствии с абзацем 7 подпункта "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки N0144200002423000064 является - "Оказание услуг охраны", с начальной (максимальной) ценой контракта 17 985 942 руб. 72 коп.
И, следовательно, как следует из материалов дела, предметом закупки N0144200002423000064 являются услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) с НМЦК, превышающей 500 тыс. рублей.
С учетом изложенного, к закупке N0144200002423000064 в императивном порядке должны быть применены положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а, следовательно, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
Как подтверждается материалами дела, в извещении об осуществлении закупки N0144200002423000064 заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", позиции 34 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, сформированные заказчиком требования к участнику закупки не противоречат требованиям законодательства РФ о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно официального сайта ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1, размещен заказчиком 25.05.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 4 заявки (с идентификационными номерами 3,4,1,2), все заявки были допущены к участию в закупке, и признаны соответствующими извещению об осуществлению закупки. Победителем электронного аукциона был признан участник с идентификационным номером заявки 3.
Как следует из открытой части ЕИС, участники закупки (с идентификационными номерами 3,4,1,2) соответствуют дополнительным требованиям п. 34 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
При таких обстоятельствах, материалами проверки подтверждается, что заказчиком при проведении закупок не нарушены требования, установленные действующим законодательством РФ о контрактной системе:
- к срокам размещения обязательной информации в ЕИС;
- к порядку определения поставщика (подрядчика, исполнителя), т.е. к работе комиссии по отбору участников;
- к содержанию протоколов, составленных в ходе осуществления закупок.
С учетом изложенного, Инспекцией Курского УФАС России принимается решение о неподтверждении нарушений действующего законодательства РФ о контрактной системе Заказчиком - областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областной перинатальный центр", уполномоченным органом - Министерством имущества Курской области при проведении закупки N0144200002423000064 способом электронного аукциона на "Оказание услуг охраны".
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе..." контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, в которых определен перечень субъекты контроля, а именно: заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, банки, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", региональные гарантийные организации.
В перечень субъектов контроля, поименованных в ч. 2 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе..." не входят участники закупок, и, следовательно, объектом контроля, осуществляемого Инспекцией Курского УФАС России в рамках действующего законодательства РФ о контрактной системе проверки действий (бездействия) участников закупок не являются.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе..." контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, контроль за определением и обоснованием НМЦК к полномочиям Федеральной антимонопольной службы (ее территориальных органов) по существу не отнесен.
Заказчиком, уполномоченным органом в материалы проверки представлены письменные пояснения, Заявитель на заседание Инспекции в назначенное время явку представителя (-ей) не обеспечил (по системе видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf подключение не осуществил), иных допустимых, достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком требований ФЗ "О контрактной системе..." в материалы дела не представил.
Согласно сведениям открытой части ЕИС, жалоб, запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не поступало
Оценив материалы дела в их взаимосвязи и совокупности, Инспекция не находит в действиях Заказчика нарушений ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушения в действиях заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр", уполномоченного органа - Министерства имущества Курской области при проведении закупки N0144200002423000064 не подтвердились.
Члены Инспекции: <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 14 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023