Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей Управления Судебного департамента в Республике Коми (далее - Заказчик),
с участием представителей ООО "Стройконсалт" (далее - Участник, Поставщик): директора, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31139-ЭП/23 от 29.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выборочный капитальный ремонт пандуса Усть-Вымского районного суда Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная, 125 (извещение N 0307100009423000074),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выборочный капитальный ремонт пандуса Усть-Вымского районного суда Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная, 125 (извещение N 0307100009423000074) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 959 062,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Стройконсалт".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стройконсалт" заключен государственный контракт N 74-23 от 26.05.2023 на сумму 709 706,24 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Стройконсалт".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по выборочному капитальному ремонту пандуса в здании Усть-Вымского районного суда Республики Коми (далее - Работы) по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная, д. 125 (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта Работы выполняются с даты подписания Контракта до 30.09.2023
08.09.2023 на основании Уведомления о готовности сдачи Работ, полученного от ООО "Стройконсалт" 04.09.2023 N б/н, в соответствии с п. 5.3 Контракта Управление уведомило Подрядчика о том, что 12.09.2023 на Объекте состоится приемка выполненных работ.
12.09.2023 Заказчик произвели приемку выполненных Работ в соответствии с Контрактом, на основании чего составлен и подписан Акт осмотра от 12.09.2023, в котором прописан состав и объем фактически выполненных Работ. Составлен Акт приемки выполненных Работ с перечнем выявленных недостатков и замечаний, согласно которому объем фактических замеров примененных металлоконструкций составил по весу меньше, чем предусмотрено локальным сметным расчетом. На основании пункта 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и на основании п. 10.2 Контракта Управлением подготовлено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту. Соглашение направлено в адрес Подрядчика 19.09.2023 (N 05/2824).
С результатами приемки выполненных Работ Подрядчик не согласился, отказался от подписания Дополнительного соглашения.
На основании пункта 5.6 Контракта для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям, установленным Контрактом, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов, в том числе путем назначения соответствующих экспертиз. В случае если по результатам проведения указанных выше проверок качества работ будут установлены их несоответствия требованиям Контракта и приложений к нему, расходы, понесенные Заказчиком в связи с проверкой, а также причиненные таким несоответствием последнему убытки возлагаются на Подрядчика.
Отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения, учитываются при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных работ.
05.10.2023 Заказчиком заключен Договор на оказание экспертных услуг в рамках вышеуказанного Контракта.
Согласно заключению N 017/1-10/00202 от 25.10.2023 работы по выборочному капитальному ремонту пандуса в здании Уеть-Вымского районного суда Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная, д. 125, выполнены не качественно с нарушением требований нормативных документов, что не соответствует Контракту.
30.10.2023 в адрес Подрядчика направлено уведомление с результатами проведения независимой экспертизы, выполненной экспертом Центра судебно-экспертной деятельности Союза "Торгово-промышленная палата Республики Кими" (N 05/3180). Управлением предложено в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления устранить выявленные недостатки.
В соответствии с п. 5.3 Контракта Подрядчик уведомлен о том, что 15.11.2023 на объекте состоится повторная приемка выполненных Работ, с учетом устраненных замечаний, выявленных по результатам проведения независимой экспертизы (N 05/3325).
15.11.2023 состоялась повторная приемка выполненных работ по адресу: Усть- Вымский район, с. Айкино, ул. Центральная, д. 125. Подрядчик отказался от подписания Акта приемки выполненных Работ.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Заключением эксперта Торгово-промышленной палаты Республики Коми не выявлено нарушений, препятствующих приёмке и которые не могут быть устранены по требованию Заказчика. В соответствии с ч. 5 ст. 94 Закона о контрактной системе, в случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
На основании заключения экспертизы заказчиком изменена сметная стоимость в сторону уменьшения.
В соответствии с уведомлением N05/3325 от 09.11.2023 указано, что Исполнителем получено уведомление 03.11.2023, что противоречит дате уведомления. Также указано, что Исполнителем должны быть устранены замечания в течение 10 рабочих дней с даты получения (до 17.11.2023). Повторная приёмка назначена на 15.11.2023, что также противоречит указанному сроку.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Стройконсалт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Стройконсалт" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стройконсалт" (ИНН: 7842187137), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2023 г. N РНП-78-1716/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023