Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБУ СШ им. Н.Дроздецкого Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
с участием представителей ООО "ВИЛИ" (далее - Участник, Исполнитель): генерального директора,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31138-ЭП/23 от 29.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по перевозке организованных групп детей (извещение N 0372200245423000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке организованных групп детей (извещение N 0372200245423000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 301 831,55 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 28.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ВИЛИ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ВИЛИ" заключен государственный контракт N 03722002454230000070001 от 13.03.2023 на сумму 1 052 790,84 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Условиями Контракта установлено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством. (п. 10.3 Контракта).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ВИЛИ" в связи с отсутствием выписки из реестра лицензий с актуальными сведениями об автобусах ООО "ВИЛИ".
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.11.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с п.п. 4.1.1 Контракта Исполнитель обязан иметь документ, подтверждающий право оказания услуг, являющихся предметом контракта.
ООО "Вили" осуществляет деятельность на основании бессрочной лицензии ЛО022-00112-78/00641274, выданной Северо-Западным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 16.02.2023 приказом N78.33-ЛИЦ.
Контракт предусматривает исчерпывающий перечень одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, в том числе:
- п. 10.4.1 Контракта если Исполнитель задержал сроки оказания услуг более чем на 1 час;
- п. 10.4.2 Контракта если отступления в оказываемых услугах от условий Контракта или иные недостатки в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются существенными и неустранимыми;
- 10.4.3 Контракта неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
Нарушения п.3.1, п. 4.1.1, 4.1.12 Контракта, на которые ссылается Заказчик в требованиях, Исполнителем не допущено.
Заказчик ссылается на нарушение Исполнителем п. 10.4.3, однако требования (о предоставлении Заказчику сведений об автобусах лицензиата), на которые ссылается Заказчик, условиями Контракта не предусмотрены.
Вместе с тем, информация из реестра лицензий была направлена Заказчику. К тому же, информация по лицензиатам находится в открытом доступе на сайте Северо-Западного МУГАДН.
Транспортные средства, направляемые (привлекаемые) Исполнителем на оказание Услуг по Контракту состоят в реестре МУГАДН по Санкт Петербургу и Ленинградской области и соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2020 N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами". При направлении водителя Исполнителя на исполнение по заявке, Исполнитель обеспечивает его всеми документами, подтверждающими соответствие Исполнителя установленным требованиям законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение).
Подпунктом "а" п. 8 Положения предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять в числе прочего следующее лицензионное требование: использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий.
Ведение реестра лицензий осуществляется лицензирующим органом. В данный реестр включаются сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии (пункт 9 Положения).
Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении в реестре лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, в том числе о включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, а также об исключении из реестра лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов (пункт 10 Положения).
Решение о включении/об отказе во включении в реестр лицензий сведений о государственных регистрационных номерах автобусов, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (пункт 16 Положения); решение об исключении сведений о государственном регистрационном номере автобуса - в течение 1 рабочего дня со дня получения заявления (пункт 15 Положения).
Из изложенных нормативных положений следует, что в реестр лицензий по заявлению лицензиата могут вноситься изменения, в том числе путем включения в данный реестр сведений об автобусах, приобретенных лицензиатом после получения лицензии; при этом указанные сведения вносятся в реестр оперативно (в короткие сроки) - в течение 3 рабочих дней.
В этой связи отсутствие у участника закупки на момент получения выписки в реестре лицензий сведений об автобусах, требуемых для исполнения обязательств по заключаемому по итогам Аукциона, не свидетельствует о том, что указанные сведения будут отсутствовать в данном реестре ко времени исполнения обязательств по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ВИЛИ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ВИЛИ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ВИЛИ" (ИНН: 7801712203) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2023 г. N РНП-78-1715/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023