Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Заказчик);
отсутствие представителей:
ООО РД "Единство" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31281-ЭП/23 от 30.11.2023) на действия СПБ ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (выставление постов охраны) на объектах, в отношении которых установлены обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности для СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" в 2024 году (извещение N 0372200280323000036) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200280323000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 626 236,64 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлен порядок оценки заявок, в том числе следующие положения:
2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
При оценке по характеристике квалификации участника закупки N1 "Общая цена исполненных участником закупки договоров" будут оцениваться исполненные участником закупки (с учетом правопреемства) договоры/контракты сопоставимого характера, при этом необходимо, чтобы в состав представленных для оценки договоров/контрактов входили: не менее двух договоров/контрактов на охрану объекта образовательных учреждений, не менее двух договоров/контрактов на охрану объекта , в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности ; один договор на охрану объектов культурного наследия Федерального или регионального значения .
Таким образом, для подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, участникам закупки надлежит представить не менее двух договоров/контрактов на охрану объекта образовательных учреждений, не менее двух договоров/контрактов на охрану объекта, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, один договор на охрану объектов культурного наследия Федерального или регионального значения.
Пунктом 35 Положения предусмотрено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Комиссия УФАС отмечает, что положениями Постановления N 2604 не предусмотрены указанные Заказчиком условия оценки заявок.
Кроме того, Заказчиком установлена характеристика квалификации участников закупки "отсутствие налоговой задолженности у участника закупки", при этом, участнику закупки присваивается:
100 баллов - в составе заявки представлены два документа: справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (форма КНД 1120101) и справка о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (форма КНД 1160082), выданные соответствующими подразделениями ФНС не ранее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока приема заявок.;
50 баллов - в составе заявки предоставлены один из документов либо справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (форма КНД 1120101), либо справка о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (форма КНД 1160082) , выданные соответствующими подразделениями ФНС не ранее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока приема заявок ;
0 баллов - в составе заявки не представлены документы для оценки по данной характеристике.
Пунктом 1 ч 3 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении электронного конкурса размещается не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Таким образом, участникам, при отсутствии осведомлённости о положениях оценки до размещения извещения, необходимо в сроки подачи заявок (вплоть до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок) предоставить документы, выданные соответствующими подразделениями ФНС не ранее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока приема заявок.
Так, к примеру, для получения справки КНД 1120101 необходимо обратиться с запросом в инспекцию ФНС по месту учета участника (п. 113, 129 административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@). Запрос может быть направлен в письменном виде непосредственно представителем компании или по почте; в рамках электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае, если в письменном запросе о предоставлении справки не указан способ ее получения, указанная справка направляется заявителю по почте.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что характеристика отсутствие налоговой задолженности у участника закупки не отражает лучших условий исполнения контракта и ставит участников в неравные условия для подтверждения своей квалификации.
Заказчиком установлен критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", включающий:
Характеристика N 2 "Отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика" (далее- Характеристика N2 ), предусмотренная детализирующим показателем "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не определяется количественным значением, единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 : не предусмотрена ( п.18 Положения).
Комиссией для оценки заявки участника закупки по характеристике N 2 "Отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика" показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" анализируется информация в части отсутствия в течение 3-х лет, предшествующих дате подачи заявки, у охранной организации судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и отсутствия судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика.
Для оценки заявки участника закупки по характеристике N 2 "Отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика" участник закупки предоставляет в адрес заказчика справку , составленную в произвольной форме, и содержащую информацию об отсутствии или наличии за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и отсутствии или наличии судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика (далее - Справка)
При наличии у участника закупки на дату подачи заявки на участие в конкурсе судебных разбирательств, по которым судебные решения не вступили в законную силу, участник закупки в справке указывает следующую информацию: наименование истца, предмет иска, цену иска, судебное решение и дату вынесения судебного решения, дату и время подачи апелляционной жалобы ( при наличии).
В случае наличия у участника закупки на дату подачи заявки судебных разбирательств, по которым вынесены судебные решения не в пользу ответчика - участника закупки, но не вступившие в законную силу, то до вступления судебного решения в законную силу, юридическое лицо (охранная организация) не считается привлеченным к ответственности.
В случае выявления в представленной справке, недостоверной информации, начисление баллов по данной характеристике не производиться.
Документ/справка направляется в форме электронного документа или в форме электронного скан-образа бумажного документа.
При отсутствии требуемых документов (справок), необходимых для оценки заявки по характеристике N 2 "Отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика" - участник закупки получает 0 баллов.
При этом отсутствие копий документов, подтверждающих качественные характеристики объекта закупки, необходимых для оценки по характеристике N 2 "Отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вынесенных не в пользу ответчика" , не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Оценка заявки участника конкурса производится по шкале оценки в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Положения, указанной в разделе II настоящего документа.
Лучшим для целей оценки заявок по характеристике N 2 признаётся отсутствие за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки, судебных разбирательств, где участник закупки выступает в качестве ответчика и судебных решений, вступивших в законную силу и вынесенных не в пользу ответчика.
Таким образом, участнику, для подтверждения соответствия предложению характеристике N 2, необходимо предоставить информацию, вплоть до наименования истца, предмета иска, цены иска, судебного решения и дату вынесения судебного решения, даты и времени подачи апелляционной жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе зявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Счастью 5 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
Следовательно, первая часть заявки не должна содержать информацию и документы об участнике закупки.
Таким образом, порядок оценки заявок требует указания информации и документы об участнике закупки для оценки по критерию.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы в указанных частях являются обоснованными.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в условиях отсутствия пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания других характеристик показателя оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" противоречащими Закону о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО РД "Единство" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПБ ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана"
ул. Большая Пушкарская, д. 14, лит. Б
Санкт-Петербург, 197198
Эл. почта: zakupki@eifmanacademy.ru
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ООО РД "Единство"
ул. Смольная, д. 2, пом. 6-Н/10
Москва, 125493
Эл. почта: edinstvorgd@mail.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-5139/23
06.12.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-5139/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПБ ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана", комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200280323000036;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0372200280323000036 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200280323000036 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 12.01.2024.
3. Оператору электронной площадки - ООО РД "Единство":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2023 г. N 44-5139/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023