Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 18 Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): заведующей, по доверенности,
ООО "Радиосвязь-Маяк" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31265-ЭП/23 от 30.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ на проектирование капитального ремонта фасадов здания ГБДОУ детский сад N18 Курортного района СПб (извещение N 0372200048722000018),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ на проектирование капитального ремонта фасадов здания ГБДОУ детский сад N18 Курортного района СПб (извещение N 0372200048722000018) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 484 579,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.08.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Радиосвязь-Маяк".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Радиосвязь-Маяк" заключен государственный контракт N 0372200048722000018001 от 24.08.2022 на сумму 450 657,70 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Радиосвязь-Маяк".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы на проектирование капитального ремонта фасадов здания ГБДОУ детский сад N18 Курортного района СПб по адресу: 197729, Санкт-Петербург, п. Молодёжное, ул. Правды, д.19, литер А (далее - Работы).
В соответствии с п. 1.6 Контракта начало выполнения Работ - с момента заключения Контракта., т.е. с 24.08.2022.
Согласно п. 1.7 Контракта Работы должны быть выполнены в полном объеме до 30.11.2022.
По состоянию на 15.11.2023 Участником обязательства по Контракту не исполнены.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства (контракта), в соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса РФ (с учетом ст. 783 Гражданского кодекса РФ) если во время оказания услуг станет очевидным, что услуги не будут оказаны надлежащим образом, заказчик вправе назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от контракта.
В связи с ненадлежащим выполнением ООО "Радиосвязь-Маяк" условий контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
07.11.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика разработанную документацию на согласование.
10.11.2022 в адрес Подрядчика от Заказчика поступили замечания к разработанной документации.
15.11.2022 Подрядчик направил Заказчику откорректированную (с учетом полученных замечаний) документацию.
В связи с неполучением от Заказчика ответа, 24.11.2022 подрядчик продублировал на адрес электронной почты заказчика ранее направленное письмо.
28.11.2022 от заказчика поступила информация.
В тот же день, 28.11.2022, подрядчик направил Заказчику откорректированную (с учетом полученных замечаний) документацию.
29.11.2022 в адрес Подрядчика по электронной почте от заказчика поступили замечания к разработанной документации.
12.12.2022 Подрядчик направил Заказчику откорректированную (с учетом полученных замечаний) документацию.
15.12.2022 в адрес Подрядчика от Заказчика поступили замечания к разработанной документации.
19.12.2022 Подрядчик направил заказчику откорректированную (с учетом полученных замечаний) документацию.
19.12.2022 От заказчика было получено сообщение о том, что разработанная подрядчиком документация согласована.
21.12.2022 Подрядчик запросил у Заказчика документы, необходимые для согласования разработанной документации в Комитете по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА).
06.02.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика полученное от КГА отрицательное заключение.
Письмом исх. N 2022 от 27.02.2023 г. ООО "Радиосвязь - Маяк" сообщило Заказчику о выполнении Работ по Контракту и потребовал произвести оплату, так как КГА отказал в согласовании разработанной документации, поскольку отсутствует задание на разработку проекта благоустройства.
07.03.2023 Заказчик направил подрядчику задание на разработку проекта благоустройства.
08.11.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо, в котором обратил внимание на то, что разработал документацию в соответствии с заданием на проектирование (которое является приложением к Контракту), однако КГА отказал в согласовании разработанной документации, поскольку отсутствовало задание на разработку проекта благоустройства. При этом, данный документ - задание на разработку проекта благоустройства, - заказчик направил Подрядчику уже за пределами сроков исполнения обязательств по контракту.
В связи с изложенным, в письме исх. N 2531 от 08.11.2023 ООО "Радиосвязь - Маяк" просило Заказчика подтвердить действие контракта и готовность Заказчика принять Работу, выполненную подрядчиком с просрочкой.
Также 08.11.2023 Подрядчик запросил у заказчика сведения, необходимые для согласования заработанной документации с КГА (распечатка электронного письма с темой "Запрос данных" прилагается).
08.11.2023 Заказчик направил на электронную почту подрядчика запрошенные сведения, а также подтвердил действие Контракта.
Из изложенного следует, что подрядчик не имел возможности согласовать фактически разработанную документацию с КГА по причине, в связи с отсутствием задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в его составе.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Радиосвязь-Маяк" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Радиосвязь-Маяк" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Радиосвязь-Маяк" (ИНН: 3429004907), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2023 г. N РНП-78-1723/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023