Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 235 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "МИКАРТ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31267-ЭП/23 от 30.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ГБОУ средняя школа N 235 им. Д.Д. Шостаковича по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Пряжки, д. 4-6, лит. А (извещение N 0172200003622000198),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ГБОУ средняя школа N 235 им. Д.Д. Шостаковича по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Пряжки, д. 4-6, лит. А (извещение N 0172200003622000198) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 954 988,46 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.01.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "МИКАРТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МИКАРТ" заключен государственный контракт N ПСДШК/235/2023 от 24.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 6 953 988,46 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий Контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МИКАРТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ГБОУ средняя школа N 235 им. Д.Д. Шостаковича по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Пряжки, д. 4-6, лит. А (далее - Работы) в течение 270 дней с момента подписания Контракта (в т.ч. 120 дней на получение необходимых технических условий, разрешение на проектирование, согласований и экспертиз) (п. 4.2 Контракта).
Заказчик не был уведомлен о готовности Подрядчика предоставить результат Работ для проверки в том виде, который предполагается п. 4.3 Контракта, а именно: по завершении в установленные сроки Работ, Подрядчик предоставляет по накладной Заказчику полный комплект оригинала проектно-сметной документации на бумажном носителе, согласованной в установленном виде, и копии проектно-сметной документации в трех экземплярах.
Подрядчик в августе 2023 года сдал в СПб ГБУ "Службу заказчика администрации Адмиралтейского района" к рассмотрению проектно-сметную документацию, на что получил ряд замечаний (исх. письмо N 2-468/23 от 28.08.2023).
Неоднократные обращения в адрес Подрядчика о состоянии хода выполнения Работ (исх. письма N 143 от 30.08.2023; N 162 от 03.10.2023; N 180-0 от 26.10.2023, протокол совещания от 19.09.2023) не нашли ответа со стороны Подрядчика. На производственных совещаниях, инициированных Заказчиком, представители ООО "МИКАРТ" голословно заверяли о том, что сроки исполнения Работ по Контракту будут соблюдены.
В результате Подрядчик направил Заказчику письмо с предлагаемым графиком выполнения Работ от 16.11.2023 N 09/11-3, в котором указал срок предоставления полного пакета документов не ранее, чем через 25 дней.
Учитывая, что результат Работ по Контракту определяется п. 4.7 Контракта: "По завершении в установленные сроки работ по государственному контракту Подрядчик передает по накладной Заказчику полный комплект проектно-сметной документации, откорректированной по замечаниям ГАУ "Центр государственной экспертизы" в количестве 4-х экземпляров в сброшюрованном виде (1 экземпляр - оригинал в полном объеме, и 3 экземпляра копии оригинала); 1 (один) экземпляр в электронном виде (в нередактируемом формате pdf. И в редактируемых форматах - текстовая часть в среде: Word, Excel (2003); сметная документация в среде: Exсel и формате программы (.xml); графическая часть в формате .dwg и .pdf в полном соответствии с экземплярами на бумажном носителе", где указано, что документация должна быть предоставлена в виде, откорректированном по замечаниям ГАУ "Центр государственной экспертизы", Заказчик пришел к выводу, что до момента истечения сроков Контракта, результат не будет получен. Сроки выполнения Работ в Контракте учитывали необходимость получения замечаний ГАУ "Центр государственной экспертизы", включая необходимость определения стоимости экспертизы, заключения договора на проведение государственной экспертизы.
В результате отсутствия со стороны Подрядчика каких-либо подтверждений выполнения Контракта в разумные сроки и документов, переданных должным образом Заказчику, Заказчиком на основании п. 9.9 Контракта было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МИКАРТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с п. 8 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" сроки выполнения Работ установлены следующим образом:
Срок проектирования - 150 календарных дней, с момента подписания Контракта;
Срок согласования проекта - 120 календарных дней;
Общий срок изготовления проектно-сметной документации с согласованием - 270 календарных дней.
В соответствии с п. 10 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" после разработки проектно-сметной документации (далее - ПСД) Заказчик должен получить согласования:
1. ГБОУ СОШ N 235 им. Д. Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
2. СПб ГКУ "ГМЦ".
3. КГА.
4. ОПС КГА.
5. ОАО "Ленэнерго".
6. ГУП "Водоканал".
*В случае необходимости:
7. *ЦГЭ (Необходимость прохождения государственной экспертизы определяется ГрК РФ Статья 8.3 п. 2.)
8. *АО "Теплосеть Санкт-Петербурга".
Подрядчик в соответствии с п. 10 Технического задания 30.06.2023 направил в Комитет по Градостроительству и архитектуре (далее - КГА) (исх. N 55322519 от 30.06.2023) заявление о согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства от 30.06.2023 N 01-47-37340/23.
30.07.2023 от КГА было получено заключение о несогласовании проекта. Одной из причин отказа указано отсутствие положительного заключения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Вместе с тем требование получения согласования в КГИОП не указано в Контракте.
Однако, поскольку получение согласования от КГА невозможно без получения согласования с КГИОП, Подрядчик как добросовестный исполнитель Контракта начал подготовку документов для получения согласования КГИОП.
Одновременно с получением согласования в КГА, Подрядчик направил документы на согласование в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - Служба Заказчика).
Служба Заказчика направила Исполнителю письмо N 2-468/3 от 28.08.20.23 с перечнем замечаний в ПСД для устранения. Кроме того, на словах представитель Службы Заказчика указал, что сметная часть ПСД должна быть выполнена ресурсно-индексным методом (далее - РИМ) несмотря на то, что п. 13 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание" обязывает Подрядчика разрабатывать сметную документацию на основе базисно-индексного метода (далее - БИМ). Подрядчик был вынужден для получения согласования ПСД в Службе Заказчика разработать сметную документацию с нуля с применением РИМ вместо БИМ.
16.08.2023 Подрядчик повторно направил ПСД на согласование в КГА.
18.09.2023 от КГА было получено повторное заключение о несогласовании проекта. Подрядчик в соответствии с условиями Контракта исправил замечания КГА к ПСД.
Одновременно Подрядчик получал согласования в иных инстанциях, указанных в п. 10 Технического задания.
На протяжении всего процесса исполнения Контракта Подрядчик поддерживал связь с Заказчиком и информировал его о процессах согласования ПСД. Однако 17.11.2023 Заказчик, несмотря на позицию Подрядчика, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.11.2023 Подрядчик, продолжая исполнять свои обязательства по Контракту, подготовил и направил в КГИОП пакет документов для получения согласования (исх. N 57271859 от 20.11.2023), о чем уведомил Заказчика. Кроме того, 27.11.2023 Подрядчик направил через ЕИС ответ Заказчику с указанием всех статусов согласования ПСД.
Однако, Заказчик не отменил Решение, еще не вступившее в законную силу.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МИКАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МИКАРТ" предпринимались активные действия, направленные на исполнение Контракта, а включение ООО "МИКАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МИКАРТ", (ИНН: 7807079481), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2023 г. N РНП-78-1725/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023