Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N109" (далее - Заказчик):. по доверенности,
ИП Титовой Елены Владимировны (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 31411-ЭП/23 от 01.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ на капитальный ремонт бассейна в здании поликлинического отделения N 123 СПб ГБУЗ "городская поликлиника N109", по адресу: Санкт-Петербург, Моравский пер., д. 5 в 2023 году (извещение N 0372200257723000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт бассейна в здании поликлинического отделения N 123 СПб ГБУЗ "городская поликлиника N109", по адресу: Санкт-Петербург, Моравский пер., д. 5 в 2023 году (извещение N 0372200257723000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 430 072,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признана ИП Титова Е.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Титовой Е.В. заключен государственный контракт N 03722002577230000070001 от 27.02.2023 на сумму 408 568,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Титовой Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт бассейна в здании поликлинического отделения N 123 СПб ГБУЗ "городская поликлиника N109", по адресу: Санкт-Петербург, Моравский пер., д. 5 в 2023 году (далее - Работы).
Согласно п. 2.1 и п. 2.2 Контракта начло выполнения Работ в течение 5 календарных дней с момента заключения Контракта, продолжительность выполнения Работ составляет 180 календарных дней, т.е. работы должны быть выполнены не позднее 04.09.2023.
По состоянию на 17.11.2023 Работы по Контракту не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 6.5 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 01.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Исполнитель надлежащим образом исполнил все условия Контракта с момента его заключения, а также выполнил дополнительные работы, не регламентированные условиями Контракта.
17.03.2023 от Заказчика поступило письмо о передаче исходных данных согласно п. 6 Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
Ответа с пояснениями и путями решений по расхождении объемов работ по техническому заданию Заказчик не предоставил.
05.06.2023 Исполнителем было получено письмо Заказчика с вопросом о ходе Работ по Контракту.
07.06.2023 Исполнителем был направлен Заказчику ответ по продвижению Работ по Контракту.
11.07.2023 Проектно-сметная документация была распечатана и передана Заказчику.
24.07.2023 Исполнителем было направлено письмо в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СПб", согласно которому Исполнитель направил запрос о необходимости прохождения экспертизы.
02.08.2023 в ответ на вышеуказанное Письмо Исполнителя Заказчика направил ответ об отсутствии необходимости в прохождении экспертизы.
08.08.2023 Исполнитель получил письмо Заказчика о замечаниях в проектно-сметной документации.
06.10.2023 Исполнителем был направлен в Службу заказчика комплект откорректированной проектной документации и обновленной сметной документации.
09.10.2023 Исполнителем был получен ответ от технического надзора службы заказчика что проектно-сметная документация согласована.
Однако, в связи с тем, что сумма сметы с учетом проведенных дополнительных работ, которые были проведены по распоряжению Заказчика, превышает 10 млн рублей, Заказчик обязал Исполнителя подать в ГАУ "ЦГЭ" на проверку достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ.
11.10.2023 по просьбе Заказчика Исполнителем было направлено письмо по продвижению работ по Контракту.
Относительно заключения из ГАУ "ЦГЭ" сообщаем следующее.
16.10.2023 Исполнителем был передан комплект документов на подпись Заказчику для подачи в ГАУ ЦГЭ.
13.11.2023 Исполнителем было направлено письмо Заказчику от ГАУ "ЦГЭ" о предоставлении письма об отсутствии работ по проектно-изыскательным работам (ПИР) и изменении справки от Администрации с указанием уровня текущих цен на май.
14.11.2023 в адрес Заказчика была направлена обновленная смета по уровню цен августа.
28.11.2023 Исполнителем было направлено согласование, полученное из Центра гигиены, в адрес Заказчика посредством электронной почты для получения Заказчиком согласования.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Титовой Е.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Титовой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Титовой Елены Владимировны (ИНН: 780435765037), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2023 г. N РНП-78-1730/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023