Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
МА МО п. Левашово (далее - Заказчик),
ИП Миндорашвили П.Б. (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31582-ЭП/23 от 04.12.2023) на действия Заказчиков органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по подготовке информационного контента, размещению его в сети интернет и производству печатной продукции для нужд муниципального образования поселок Левашово в 2024 году (извещение N 0172300012623000006) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172300012623000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 880 150,00 рублей.
В жалобе ИП Миндорашвили П.Б. указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пп. н) п. 1 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка товаров и оказание услуг технологически и функционально несвязанных, а также установлены неправомерные условия оказания услуг по контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
При проведении закупки отсутствуют поставляемые товары, что подтверждается требованием к составу заявки:
Перечисленные в жалобе товары (газета тип 1, информационный бюллетень, календарь, газета тип 2, брошюра) являются товарами, используемыми при оказании услуг, что видно из таблицы, содержащейся в описании объекта закупки:
Согласно описания объекта закупки, в закупке отсутствуют поставляемые товары, что делает несостоятельным довод Заявителя, что Заказчик требует к поставке товары, технологически и функционально несвязанные между собой.
Все используемые при оказании услуг товары технологически и функционально взаимосвязаны с предметом закупки. Предметом контракта является оказание услуг по подготовке информационного контента, размещению его в сети интернет и производству печатной продукции для нужд муниципального образования поселок Левашово в 2024 году. Таким образом, закупаемые услуги являются услугами по производству информационного и развлекательного контента по текущим вопросам в жизни муниципального образования, который предоставляется Заказчику на бумажных носителях (газеты, календарь, брошюра, информационный бюллетень) и в электронном виде для последующего размещения контента на сайте МО поселок Левашово и на страницах социальных сетей в сети "Интернет" МО поселок Левашово.
Таким образом, все услуги и все используемые при оказании услуг товары неразрывно связаны между собой и по отдельности закуплены быть не могут.
Заявитель, подавая жалобу на условие постоянной аккредитации журналистов Исполнителя при оказании услуг, безосновательно утверждает, что это требование к участнику закупки, что не соответствует действительности, так как это требование к оказываемым услугам.
В описании объекта закупки относительно аккредитации журналистов Исполнителя установлены следующие требования:
2.2.6.1. Исполнитель должен осуществлять информационное обеспечение, что подразумевает постоянный сбор информации о мероприятиях, проводимых Муниципальным Советом и Местной администрацией муниципального образования поселка Левашово и мероприятиях, проводимых на его территории постоянно аккредитованными в Местной администрации журналистом и фотокорреспондентом, которое должно включать в себя следующее:
- фотографирование, отбор, обработку и каталогизацию фотографий, в том числе проведение фотосъемки социальных объектов, панорамных видов муниципального образования поселка Левашово города Санкт-Петербурга, проведения различных ремонтных работ, мероприятий для использования в выпуске и размещения на официальном сайте Муниципального образования поселок Левашово (далее - официальный сайт Заказчика), указанного заказчиком;
- подготовку информационно-справочных материалов о событиях в жизни муниципального образования по запросам Заказчика в сроки, обозначенные заказчиками информации (минимальное количество материалов в месяц не менее четырех);
- подготовку (дизайн) информационно-справочных материалов в форме текста, таблиц, инфографики, фотоиллюстраций на бумажных носителях, презентаций, видеороликов, плакатов и постеров по согласованию с Заказчиком (один материал в месяц);
- подготовку информационно-справочных материалов для организации видеосъемок силами телекомпаний, проявивших заинтересованность в подготовке сюжетов о деятельности Муниципального Совета и Местной администрации (сроки - по согласованию с Заказчиком);
Требования к участникам закупки были установлены Заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе и в них отсутствуют какие-либо противоречащие Закону о контрактной системе положения.
Оспариваемые Заявителем условия касаются требований Заказчика к порядку оказания Исполнителем непосредственно самих услуг, и они установлены законно и обоснованно.
Довод Заявителя о том, что получение постоянной аккредитации является неким затрудненным для участников закупки процессом, доступным только аффилированным лицам, не соответствует действительности.
При разработке описания объекта закупки Заказчик ориентировался на нормы Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", так как в соответствии со статьей 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). При этом Заказчик учел, что в силу статьи 12 Закона "О средствах массовой информации" не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.
Печатное издание "Муниципальный вестник поселка Левашово" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) как печатное СМИ газета.
Таким образом, разработка Заказчиком описания объекта закупки на основании норм Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" была произведена законно и обоснованно.
В соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи. Журналист лишается аккредитации, если в соответствии со статьей 56.2 настоящего Закона признаны недействительными регистрация средства массовой информации, лицензия на вещание средства массовой информации, по заявке которого такой журналист был аккредитован.
На основании норм Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" Заказчиком утвержден порядок аккредитации журналистов (Распоряжение Главы местной администрации муниципального образования поселок Левашово N 6 от 30 декабря 2020 года "Об утверждении правил аккредитации в Местной администрации муниципального образования поселок Левашово журналистов средств массовой информации"). Данный документ был опубликован на официальном сайте Заказчика, доступен для ознакомления, и предполагает для аккредитации журналистов от лиц, с которыми заключен контракт на оказание печатных услуг, подачу заявления за аккредитацию конкретного журналиста:
4.1. Заявка редакции средства массовой информации на аккредитацию своего представителя подается в МО поселок Левашово на официальном бланке редакции за подписью главного редактора (либо руководителя юридического лица, либо индивидуального предпринимателя, которые оказывают услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово), заверенной печатью (при наличии). К заявке прилагаются:
4.1.1. копия свидетельства о регистрации средства массовой информации (в случае, если заявку подает средство массовой информации);
4.1.2. копия уставных документов (в случае подачи заявления юридическим лицом, которое оказывает услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово) либо копия паспорта индивидуального предпринимателя (в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем, который оказывает услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово);
4.1.3. две фотографии (3х4 см) каждого журналиста.
4.2. В заявке необходимо указать:
4.2.1. полное наименование средства массовой информации, тираж, периодичность, местонахождение редакции, регион распространения, электронный адрес, номера телефонов и факсов редакции (в случае, если заявку подает средство массовой информации);
4.2.2. полное наименование юридического лица (в случае подачи заявления юридическим лицом, которое оказывает услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем, который оказывает услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово);
4.2.3. фамилию, имя отчество представленного на аккредитацию журналиста;
4.2.4. вид аккредитации (постоянная или временная).
4.3. Решение об аккредитации принимается главой МО поселок Левашово в течение семи календарных дней со дня поступления заявки на аккредитацию и направляется на электронную почту средства массовой информации (либо юридического или физического лица соответственно, которые оказывают услуги по печати периодических изданий по договорам (контрактам), заключенным с МО поселок Левашово).
Довод Заявителя о том, что аккредитацию может пройти только аффилированное лицо, несостоятелен.
Заявитель, обжалуя условия хранения видео и фото информации Исполнителем при оказании услуг, безосновательно утверждает, что это требование к участнику закупки, что не соответствует действительности, так как это требование к оказываемым услугам.
В описании объекта закупки относительно условий хранения журналистских материалов Исполнителем установлены следующие требования:
2.2.6.3. Исполнитель должен вести архив:
- осуществлять сбор видеосюжетов, фильмов и фотографий о работе органов местного самоуправления муниципального образования, подготовленных сторонними телекомпаниями;
- сохранять полученные материалы на внешних накопителях;
- немедленно предоставлять по требованию Заказчика любой сохраняемый материал.
В оспариваемом описании объекта закупки ведется речь о ведении архива с видео и фото информацией, а не всего архива документов.
Данное требование было установлено, ориентируясь на нормы статьи 34 Закона "О средствах массовой информации", в которой предлагается в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир. Сроки хранения материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир.
Таким образом, данное оспариваемое условие описания объекта закупки не является требованием к участникам закупки, полностью соответствует нормам Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и направлено на защиту интересов Заказчика в случае возникновения споров относительно смысла или нюансов опубликованных материалов.
Извещение содержит следующее:
2.2.6.1.1. Указанная деятельность должна осуществляться сотрудниками Исполнителя (минимальное количество не менее двух: журналист, фотограф), выделенными для непосредственной работы в соответствии с согласованным с Заказчиком графиком рабочего времени (минимальное количество часов в неделю не менее восьми). У сотрудников должен быть установлен ненормированный рабочий день и предусмотрена возможность работы в выходные дни в случае проведения культурно-массовых, спортивных либо иных мероприятий, организуемых с участием органов местного самоуправления. Также Исполнитель по своему усмотрению должен привлечь следующих специалистов: дизайнеров, верстальщиков, контент-менеджеров, видеоинженеров.
Данное требование установлено Заказчиком в связи с тем, что обычно культурно-массовые, спортивные или иные мероприятия, организуемые с участием органов местного самоуправления проводятся в выходные и праздничные дни. Данное обстоятельство связано с тем, что перечисленные мероприятия ориентированы на участие в них всех групп населения, включая трудоспособных работающих жителей муниципального образования поселка Левашово.
В соответствии с статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2023 N 1777-р "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих, особенности регулирования труда которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации" утвержден перечень таких должностей, в число которых входят в том числе:
_ 127. Корреспондент
128. Корреспондент издательства, редакции газет и журналов
129. Корреспондент собственный
130. Корреспондент специальный _
141. Оператор видеозаписи
142. Оператор звукозаписи _
Заказчик поясняет, что термин "журналист" в законодательстве Российской Федерации является собирательным термином, обобщающим все наименования корреспондентов ("Правила аккредитации журналистов и технических специалистов средств массовой информации при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" (утв. распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 02.07.2015 N 175р-1), в которых в Приложении N2 к правилам устанавливается описание удостоверения "парламентский корреспондент", карточек "специальный корреспондент" и "технический сотрудник", выдаваемых журналистам и техническим специалистам средств массовой информации, аккредитованным при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации).
Таким образом, журналисты (корреспонденты) должны работать по нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, нормы Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают, что рабочий день по трудовому договору может быть либо нормированным, либо ненормированным (статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заказчик не считает возможным заключение контракта по данному предмету закупки, при исполнении которого работники Исполнителя будут не приходить и игнорировать мероприятия, проходящие за рамками продолжительности трудового дня рабочих дней журналиста, утвержденного в правилах внутреннего трудового распорядка победителя закупки.
На участие в закупке поступило две заявки.
Исходя из содержания извещения и представленных пояснений, в действиях Заказчика не усматривается нарушений. Соответственно, доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Миндорашвили П.Б. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2023 г. N 44-5199/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023