Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик);
ООО "Теорикон" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31596-ЭП/23 от 04.12.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования пищеблока с заменой запасных частей в 2024 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000623000302. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Теорикон" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования пищеблока с заменой запасных частей в 2024 году.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик, установив в извещении подтверждение исполнителем своей квалификации действующими сертификатами сервис-партнеров по ремонту оборудования компании Polair и Abat на имя компании и нахождение в списке сервис партнеров этих брендов на официальных сайтах, ограничивает конкуренции и нарушает положения Закона о контрактной системе.
Описанием объекта закупки установлено:
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования пищеблока с заменой запасных частей в 2024 году, то есть оборудования, на котором ежедневно, без выходных и праздничных дней, осуществляется приготовление горячего лечебного питания для 1200 пациентов, находящихся на лечении в стационаре СПб ГБУЗ "Городская больница N 40". Вследствие чего, обсуживаемое оборудование является крайне важным и социально значимым. Выход из строя такого оборудования может привести к срыву обеспечения лечебным питаем пациентов, что в свою очередь влияет на качество лечебного процесса.
Данное оборудование является технически сложным и зачастую имеет встроенное программное обеспечение (например, пароконветоматы и котлы пищеварочные). При необходимости использования в ремонте последней версии прошивки программного обеспечения, программный код которого завод-изготовитель передает только официальным сервисным центрам, Исполнитель, не имеющий статуса официального сервисного центра, не сможет провести соответствующие работы по устранению неполадок, возникших из-за сбоев в работе встроенного программного обеспечения.
На официальном сайте завода-изготовителя оборудования под торговой маркой Abat (https://abat.ru/servis-i-podderzhka/) размещена следующая информация:
Гарантийное и сервисное обслуживание.
Гарантийное и сервисное обслуживание оборудования торговой марки Abat осуществляется Авторизованными сервисными центрами.
А в паспорте к оборудованию Polair, указано:
В связи с наличием обязательного требования от заводов-изготовителей, при наступлении гарантийного случая, связанного с поломкой оборудования, обслуживаемого несертифицированным сервисным центром, завод-изготовитель будет вынужден отказать в гарантийном ремонте и безвозмездной замене вышедших из строя запасных частей. Тем самым, Заказчик подвергается риску дополнительных затрат на покупку необходимых для ремонта запасных частей.
Требование о предоставлении документов подтверждающих квалификацию специалистов, которые будут проводить соответствующие виды работ, установлены в пункте 3.2 Технического задания. Такие документы не предоставляются в составе заявки на участие в электронном аукционе, а передаются Заказчику перед началом оказания соответствующих услуг.
Подпунктом "а" пункта 3.1 Проекта Контракта установлено:
Следовательно, до начала оказания услуг, Исполнитель вправе привлечь соисполнителя, обладающего необходимым уровнем квалификации и предоставить соответствующие документы, выданные на имя соисполнителя, подтвердив наличие правоотношений с таким соисполнителем.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции.
Учитывая изложенное, и ознакомившись с содержанием извещения, представленными пояснениями, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Теорикон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2023 г. N 44-5196/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023