Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя РГБЛПУ "Республиканская психиатрическая больница" (далее - Заказчик), действующей на основании доверенности от 06.12.2023 N 1,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Альянс - Мед" (далее - Заявитель, ООО "Альянс - Мед"), надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением от 06.12.2023 N АК/2593/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Альянс - Мед",
рассмотрев жалобу ООО "Альянс - Мед" на действия комиссии Заказчика, при проведении электронного аукциона N 0879500000123000037 "Поставка расходного материала медицинского применения (П)" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона N 0879500000123000037 "Поставка расходного материала медицинского применения (П)".
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, заявка отклонена комиссией Заказчика неправомерно, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления состоялось 11 декабря 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
23.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0879500000123000037 "Поставка расходного материала медицинского применения (П)" (извещения о проведении электронного аукциона - 23.11.2023 в 16:59 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 246 416, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 23.11.2023 в 16:59 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 01.12.2023 в 08:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией Управления осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного а. 1 п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.12.2023 N 0879500000123000037 заявка с идентификационным номером N 277891 признана несоответствующей извещению об осуществлении закупки. Принято решение: "Отклонить заявку на участие в закупке по п. 1 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям".
Обоснование отклонения заявки на участие в закупке: "Отклонить заявку на участие в закупке по п. 1 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки".
Участником не представлены сведения по характеристикам, требования о которых установлены в извещении о закупке (Отклонение п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)". Комиссией Управления установлено, что в заявке на участие в электронном аукционе не представлена информация, по характеристикам предлагаемого участником закупки товара, требования которых установлены в извещении о закупке, как это было установлено комиссией Заказчика.
Таким образом, комиссией Заказчика правомерно было принято решение об отклонении заявки Заявитель.
Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки комиссией Управления установлено, что описание объекта закупки содержат избыточные требования.
Заказчиком установлены требования, которые должны содержать информацию в Регистрационном удостоверении и на упаковке товара.
По позициям 1 и 2 в описании объекта закупки к поставке необходимы перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные.
Заказчиком установлены требования: "Информация о хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
По позиции 3 описании объекта закупки к поставке необходимы перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные.
Заказчиком установлены требования: "Информация о цвете перчатки и о наличии двух слоев нитрила должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
По позиции 4 описании объекта закупки к поставке необходимы перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные.
Заказчиком установлены требования: "Информация о цвете перчатки и наличии ромбовидной текстуры по всей поверхности должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
По позиции 5 описании объекта закупки к поставке необходимы перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные.
Заказчиком установлены требования: "Информация о цвете перчатки и о наличии внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличия увлажнителя (указать), должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
На основании ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с законом о контрактной системе;
5) проект контракта.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - постановление N 1416) установлены правила регистрации медицинских изделий.
Так, п. 56 постановление N 1416 установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
д) место производства медицинского изделия;
е) номер регистрационного досье;
з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Во исполнение указанных выше норм Закона о контрактной системе, Заказчиком опубликовано описание объекта закупки содержащее обоснование необходимости использования дополнительных показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержит требования к поставляемым товарам, установленные в соответствии с потребностями Заказчика и согласно положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях;
11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом ч. 11 ст. 38 Закона N 323-ФЗ не запрещает указание информации о текстуре, длине, цвете, способе обработки поверхности перчаток и т.д. в реестре медицинских изделий.
Таким образом, в соответствии с требованиями технического задания Закупки, требуемая информация может содержаться в РУ либо в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
Следовательно, к поставке может быть предложен товар, соответствующая информация о котором содержится в регистрационном удостоверении либо в иных документах, размещенных в вышеуказанном реестре, а также на упаковке изделия.
Вся требуемая информация может быть внесена в регистрационное удостоверение заявителем, регистрирующим медицинское изделие, либо такая информация может быть нанесена на упаковку изделия.
Кроме того, такая информация может содержаться в прочих документах, размещенных в реестре.
Ответственность за внесение и полнота данной информации полностью лежит на заявителе, регистрирующем медицинское изделие и не регулируется Заказчиком.
Информация о материалах на упаковке и/или в регистрационном удостоверении, иных документах, значительно облегчает процесс приемки перчаток по качественным характеристикам, так как информация от производителей является достоверной.
Информация, указанная в регистрационном изделии и других документах, находящихся в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Росздравнадзора, позволяет идентифицировать предлагаемую к поставке продукцию.
Кроме того, регистрационные удостоверения размещены в указанном реестре и Заказчик во время проведения процедуры рассмотрения заявок может ознакомиться с информацией и своевременно предотвратить поставку товара ненадлежащего качества, в случае если заявленный участником закупки товар не соответствует требованиям, установленным в Техническом задании, либо в заявке участника содержится недостоверная информация в отношении предлагаемого к поставке товара.
Рассматривая данный довод жалобы отмечено, что ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1 Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора, устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
В соответствии с приведенным ГОСТ Различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
Также данным ГОСТ предусмотрено, что на единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
В соответствии с приведенным ГОСТ на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ".
При этом государственными стандартами на перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные также не установлены подобные требования к упаковке.
Комиссии Управления отмечает, что Заказчиком не обосновывается установление данных требований к товарам, кроме того действующим законодательством не установлено императивное требование об указании в регистрационном удостоверении всех характеристик товаров.
Комиссией Управления также отмечает, что конкретизация требований к упаковке, не обусловлено какими-либо нормативами, приказами и рекомендациями, более того, требования к упаковке не отражают качественные, функциональные или технические характеристики товаров.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а именно, Заказчиком не представлено доказательств того обстоятельства, что исключительно товары в требуемых упаковках и с регистрационными удостоверениями содержащими в себе требуемую информацию, отвечают целям осуществления закупки и, что в работе учреждения не могут быть использованы товары упакованные иначе, равно как товары обладающие регистрационными удостоверениями в которых запрашиваемая информация отсутствует.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По всем позициям описания объекта закупки Заказчиком установлено избыточное требование - "Герметичность (AQL) - не более 1.5".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления отмечено, что ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора, устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Указанным государственным стандартом предусмотрен следующий допустимый уровень качества (AQL):
Характеристика |
Уровень контроля |
AQL |
Размеры (ширина, длина, толщина) |
S-2 |
4,0 |
Герметичность |
G-1 |
2,5 |
Усилие и удлинение в момент разрыва (до и после ускоренного старения) |
S-2 |
4,0 |
Заказчиком даны пояснения, что указанные в техническом задании требования к уровню качества (AQL не более 1,5) относятся к показателям герметичности перчаток.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к вводу, что при описании объекта закупки заказчик обязан был использовать ГОСТ Р 52239-2004. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По позициям 1, 2 описания объекта закупки Заказчиком установлено требование: - "Вес перчатки не менее 5,0 гр.", по позиции 3 "Вес перчатки не менее 6,0 гр", по позиции 4 "Вес перчатки не менее 8,0 гр", по позиции 5 "Вес перчатки не менее 5,5 гр".
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом в извещении о закупке, Заказчик не приводит обоснование использования показателей не предусмотренных ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По позиции 3 описания объекта закупки Заказчиком установлено требование - "Перчатки должны быть двухслойными, изготовлены из двух слоев нитрила, для исключения возможности риска заражения при работе с пациентами из группы риска и инфицированными пациентами, а также в условиях повышенного риска инфицирования или повреждения перчатки.
Внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток и к цвету крови, внутренний слой должен быть контрастного цвета к цвету кожи (оттенкам бежевого/белого цвета) (указать внешний и внутренний цвет), для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и в процессе проводимых манипуляций (контроль проколов и порезов)".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель указывает, что по позиции 3 описания объекта закупки неправомерно установлено требование о том, что "перчатки должны быть двухслойными, изготовлены из двух слоев нитрила, а также неправомерно установлено требование о том, что внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток и к цвету крови, внутренний слой должен быть контрастного цвета к цвету кожи (оттенкам бежевого/белого цвета) (указать внешний и внутренний цвет), для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и в процессе проводимых манипуляций (контроль проколов и порезов)".
Рассматривая данный довод жалобы Комиссией Управления отмечено, что ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193- 1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1 Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора, устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
В разделе 6.3 "Прочностные характеристики" приведена таблица N 3, согласно которой перчатки 2 типа (из синтетических материалов, в число которых входит нитрил) имеют стандартно определенные минимальные значения усилий при разрыве и удлинении при разрыве, которые не имеют привязки к числу слоев перчаток.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования, противоречащие существующей системе национальной стандартизации, при этом не устанавливая соответствующее обоснование в описании объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного однозначно следует, что действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные характеристики противоречат (ГОСТ Р 52239-2004) на смотровые перчатки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. По всем позициям описания объекта закупки Заказчиком установлено требование - "Ширина перчатки мм. должна быть для сверхмалого размера 80 +/- 5, для малого размера 85 +/- 5, для среднего размера 955, для большого размера 105
5, для сверхбольшого размера 110 +/- 5". При этом по позициям 1, 3 и 4 Заказчиком прописано требование к необходимому размеру перчаток - "Размер M", по позициям 2 и 5 - "Размер S".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По всем позициям Заказчиком установлено требование "Ширина перчатки мм. должна быть для сверхмалого размера 80 +/- 5, для малого размера 85 +/- 5, для среднего размера 95_5, для большого размера 105_5, для сверхбольшого размера 110 +/- 5".
При этом по позициям 1, 3 и 4 Заказчиком прописано требование к необходимому размеру перчаток - "Размер M", по позициям 2 и 5 - "Размер S", которые противоречат государственным стандартам.
ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора, устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Согласно таблице N 2 ГОСТ Р 52239-2004, установлены следующие размеры и допустимые отклонения:
Код размера |
Ширина W (рисунок 1), мм |
Наглядный размер |
Ширина по наглядному размеру W (рисунок 1), мм |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее |
Толщина (точно в центре ладони), мм, не более |
6 и менее |
<= 82 |
Сверхмалые (X - S) |
<= 80 |
220 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
6 1/2 |
83 +/- 5 |
Маленькие (S) |
80 +/- 10 |
220 |
||
7 |
89 +/- 5 |
Средние (M) |
95 +/- 10 |
230 |
||
7 1/2 |
95 +/- 5 |
230 |
||||
8 |
102 +/- 6 |
Большие (L) |
110 +/- 10 |
230 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
8 1/2 |
109 +/- 6 |
230 |
||||
9 и более |
>= 110 |
Сверхбольшие (X - L) |
>= 110 |
230 |
Таким образом, Заказчик устанавливает требования, противоречащие существующей системе национальной стандартизации, при этом не устанавливая соответствующее обоснование в описании объекта закупки.
Необходимо отметить что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из вышеизложенного однозначно следует, что действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные характеристики противоречат (ГОСТ Р 52239-2004) на смотровые перчатки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс - Мед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику, комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" не выдавать, так как выдано решением по делу от 07.12.2023 N 009/06/106-101/2023.
4. Материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать, так как передано решением по делу от 07.12.2023 N 009/06/106-101/2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 11 декабря 2023 г. N 009/06/106-103/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023