Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кокиной Ю.В.,
от заявителя - Поповой Г.А.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике", на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорский межрайонный родильный дом", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300176123000021 "оказание метрологических услуг".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 08.12.2023 г. с вызовом сторон по делу.
08.12.2023 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
22.11.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300176123000021 "оказание метрологических услуг".
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с Приложением 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее - заполнению" к извещению N0321300176123000021 Заказчиком установлено следующее требование: "н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона) установлено, копия действующей выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) и области аккредитации на право поверки средств измерений, определяющей его техническую компетентность в отношении описания объекта закупки.
В Приложении N1 "описание объекта , закупки" к извещению N0321300176123000021 Заказчик определил перечень медицинского имущества (средств измерений), подлежащего поверке.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к участникам закупки,
касающиеся наличия области аккредитации, распространяются на средства измерений, указанные в Приложении 1 к извещению об осуществлении закупки.
В п.60 перечня медицинского имущества приложения N 1 Описания объекта закупки к извещению об осуществлении закупки N0321300176123000021 установлено: Спидометры механические СП-135 и их модули.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 г. N ИЭА1, размещенным в ЕИС 30.11.2023 г. по электронному аукциону N032130017612300021, победителем аукциона был признан участник закупки с идентификационным номером заявки N115458304 (ООО "Медповерка"), предложивший цену контракта 699471,57 руб., вторым участником закупки, предложившим цену контракту 703212,06 руб., признан участник с идентификациенным номером заявки N 115426589 (ФБУ Северо-Кавказский ЦСМ).
Согласно доводам Заявителя ФБУ "Северо-Кавказский ЦСМ" не согласен с данным решением комиссии.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N102-ФЗ) указано, что поверка средств измерений (далее также - поверка) - это совокупность операций, ныполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Требования к получению права на оказание услуг в области обеспечения единства измерений установлены Законом N102-ФЗ.
В статье 19 Закона N102-ФЗ "Аккредитация в области обеспечения единства измерений" установлено:
1. Аккредитация в области обеспечения едииства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического индивидуального предпринимателя выполиять работы и (ин) оказывать услуги по обеспечению елинства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:
1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
3) поверка средств измерений;
4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с требованиями с ч. 3 п. 1 ст. 19 Закона N102-ФЗ поверка средств измерений относится к услугам, при оказании которых необходимо пройти процедуру аккредитации, с целью официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя её выполнять.
Требования к проведению процедуры аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N412-ФЗ (далее - Закон N412-ФЗ). Аккредитацию в этой сфере осуществляет Росаккредитация в соответствии с указанным федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия кридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или ИП осуществлять деятельность определенной области аккредитации.
В п. 2 ст. 4 Закона N412-ФЗ установлено, что результатом прохождения процедуры аккредитации является выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат - аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средетвами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Сведения об аккредитованных лицах, с их компетентностью (областью аккредитации по видам измерений и группам средств измерений), находятся на официальном сайте национального органа по аккредитации в Российской Федерации (Федеральная служба по аккредитации).
Поверка проводитея в отношении оборудования, которое является средством измерения утвержденного типя, информация о котором находится в Федеральном информационном фонде по обеспечению единетва измерений (ст. 12, 13 Закона N102-ФЗ).
Информация о наличии средства измерения, предусмотренного в Приложении Nl Описание объекта закупки, а именно позиция 60 Спидометры механические СП-135 и их модули находится в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ссылка: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/317524) регистрационный номер 1747-01 "Спидометр механический СП-135", что свидетельствует о том, что в отношении данного средства измерений проводится поверка.
Вместе с тем устновлено, что в разрешенной (действующей) области аккредитации ООО "Медповерка", уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.312386, размещенной на сайте Федеральной службы по аккредитации, группа средств измерений указанная в п. 60 Приложения 1 "описание объекта закупки" отсутствует.
Таким образом, область аккредитации ООО "Медповерка" не позволяет выполнять работы по поверке СИ Спидометры механические СП-135 и их модули.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что победитель (ООО "Медповерка" не соответствует установленным требованиям в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно положениям, ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ, заказчик рассматривает заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствия с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
При этом, действиями аукционной комиссии заказчика, уполномоченного органа, являются действия, направленные на рассмотрение заявок, на участие в аукционе, на предмет соответствия заявок требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, Заказчик незаконно признал заявку участника закупки ООО "Медповерка" соответствующей требованиям извещения об осуществления закупки, в части возможности проведения поверки, и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных на право поверки средств измерений участников, не отклонив её.
Соответственно, решение комиссии уполномоченного органа, оформленное протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.11.2023 г. N ИЭА1, принято с нарушением норм Закона N44-ФЗ.
Доводы жалобы обоснованы.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике", на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорский межрайонный родильный дом", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0321300176123000021 "оказание метрологических услуг" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорский межрайонный родильный дом" нарушившими требования п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 декабря 2023 г. N 026/06/106-2743/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023