Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
в присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствии представителя,
от ООО "Юдента" - Зизевская Ю.Ю., Погонин Д.Ю.,
в заседании комиссии был объявлен перерыв до 12.12.2023 16:00
после перерыва
от заказчика - в отсутствии представителя,
от ООО "Юдента" - Погонин Д.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУЗ СК "Предгорная районная больница" поступили ведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Юдента" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок N 0321300016823000242 "Поставка материалов стоматологических".
Заказчик указывает, что участник закупки - ООО "Юдента" уклонилось от заключения контракта.
В порядке статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Юдента" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав сторону, проведя проверку факта уклонения победителя аукциона от заключения контракта и действий заказчика установила:
20.11.2023 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0321300016823000242 "Поставка материалов стоматологических".
По итогам проведения запроса котировок в электронной форме N 0321300016823000242 "Поставка материалов стоматологических", победителем был признан участник закупки - ООО "Юдента".
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе: Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона N44-ФЗ Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Как установила Комиссия Ставропольского УФАС России, заказчик ГБУЗ СК "Предгорная районная больница" принял решение о признании ООО "Юдента" уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что ООО "Юдента" в установленный срок до 04.12.2023 включительно не подписал контракт, не внес обеспечение.
ООО "Юдента" не предпринято каких - либо действий, направленных на заключение контракта.
Данный факт свидетельствует об уклонении ООО "Юдента" от заключения контракта, на условиях, предусмотренных запросом котировок.
Уклонение участника закупки от заключения контракта, в свою очередь, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Статьёй 34 Конституции Российской Федерации утверждается право на осуществление каждым предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом свобода ведения такой деятельности провозглашается исключительно в случае осуществления ее в соответствии с требованиями закона при отсутствии признаков недобросовестной конкуренции.
01.12.2023 г. Заказчик разместил проект контракта
срок для подписания со стороны ООО "Юдента" был предусмотрен до 04.12.2023 г. 23:59.
05.12.2023 г. от электронной площадки передан документ "Уведомление об уклонение победителя от заключения контракта".
На рассмотрении дела от ООО "Юдента" представителем были приобщены следующие документы:
"_ Объяснения, в которых было отражено, что в связи с тем что, Общество ранее не заключало контракты по итогам проведения запроса котировок, при подписании проекта контракта не учли, что Законом N44-ФЗ предусмотрены более короткие сроки подписания контракта поставщиком, чем аукциона.
Указанное обстоятельство привело к просрочке регламентированного срока подписания направленного нам проекта контракта. Это было не преднамеренно, и ООО "Юдета" не отказывается от исполнения обязательств ...".
В документах представленных заказчиком на рассмотрении дела, содержится копия платежного поручения от 05.12.2023 г. N 242, а также письмо направленное в адрес заказчика N 13 от 07.12.2023 г., в котором отражено следующее:
"_ просрочка подписания контракта со стороны Общества была не преднамеренно, Общество не отказывается от исполнения обязательств ...".
Также представители Общества на рассмотрении дела указывали на то, что весь ассортимент товара, указанный в контракте имеется у Общества в наличии, вместе с тем в обосновании своих довод представляли счет на оплату N 34000 от 01.12.2023 г., вместе с тем товарная накладная свидетельствующая о том, что товар необходимый заказчику был закуплен Обществом до признания его уклонившимся от заключения контракта (а именно до 04.12.2023 г.) в материалы не представлено.
В ходе заседания комиссии 11.12.2023 г. был объявлен перерыв до 12.12.2023 16:00 для представления Обществом доказательств наличия товара необходимого заказчику при поставке (до признания его уклонившимся от заключения контракта - а именно до 04.12.2023 г.).
После перерыва 12.12.2023 г. Обществом была представлена товарная накладная от 26588 от 12.12.2023 г. и платежное поручение N 250 от 11.12.2023 г. свидетельствующие о том, что товар закуплен.
Но, вместе с тем товар необходимый к поставке заказчику был приобретен после признания Обществом уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обстоятельства дела, комиссия пришла к следующему выводу:
Законом о контрактной системе процедура заключения контракта строго регламентирована. Возможность заключения контракта за пределами сроков, установленных Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Факт не направления подписанного электронной цифровой подписью проекта контракта и не предоставления в установленные сроки обеспечения исполнения контракта однозначно квалифицируется Законом о контрактной системе, как уклонение от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в совершенных по неосторожности, когда участник аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Нормы Закона о контрактной системе являются специальными по отношению к гражданскому законодательству Российской Федерации, а потому применению в спорных правоотношениях подлежат именно нормы специального законодательства.
Исходя из анализа норм статьи ст. 51 Закона о контрактной системе, каждой стороне заключаемого контракта предоставлен свой конкретный срок на совершение своих конкретных действий. Указанными нормами регламентировано, что подписание проекта государственного контракта победителем электронной процедуры определения поставщика и предоставление обеспечения исполнения контракта происходит одновременно.
Законом о контрактной системе не предусмотрено продление срока на совершение требуемых действий по заключению контракта, в том числе совершение требуемых действий победителем закупки за счет времени, предоставленного заказчику на совершение им действий по заключению контракта.
Данной позиции придерживается и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, которая в определении от 26.09.2016 No 303-ЭС16-6907 отмечает следующее: "время, отведенное заказчику для совершения действий, предусмотренных частью 7 статьи 70 Закона No 44-ФЗ, не может быть использовано участником электронного аукциона для устранения за пределами определенного частью 6 статьи 70 Закона No 44-ФЗ срока недостатков, допущенных им самим при размещении в единой информационной системе проекта контракта и документа, обеспечивающего его исполнение. Иное противоречит смыслу и целям электронных торгов".
Федеральным законом от 31.12.2017 No 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нормы статьи 70 Закона о контрактной системе с 01.07.2018 перенесены в статью 83.2 Закона о контрактной системе, следовательно указанная позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации применима и к настоящему делу.
Последним днем подписания проекта контракта со стороны победителя запроса котировок - ООО "Юдента" являлось 04.12.2023 до 23:59. Этот же день в силу части ч. 6 статьи 50 Закона о контрактной системе является и последним для предоставления обеспечения исполнения контракта.
ООО "Юдента", принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, должен осознавать, что он несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона.
При этом, такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, с нарушением обеспечения публичных интересов в этих правоотношениях.
ООО "Юдента", являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имел возможность заключать контракт.
Факт ненаправления подписанного электронной цифровой подписью проекта контракта в установленные сроки однозначно квалифицируется Законом о контрактной системе, как уклонение от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в совершенных по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Кроме того, закупка осуществлялась в рамках государственного заказа, правовая природа которого характеризуется большей степенью ответственности сторон при исполнении возложенных контрактом обязательств, обусловленной повышенной значимостью интересов Российской Федерации. Следовательно, решение о включении в РНП основано на оценке добросовестности его действий как субъекта предпринимательских отношений, фактических обстоятельств дела.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При этом, комиссией установлено, что:
- не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
- участником закупки в срок до признания его в соответствии с законом уклонившимся от заключения контракта не осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Ни Законом N44-ФЗ, ни Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 не установлено иных оснований для не включения победителя в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Таким образом, небольшая НМКЦ контракта, положительный предыдущий опыт испольных ранее контрактов, благодарственные письма по исполненным раннее контрактам и т.д., расцениваться в качестве оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) НЕ МОГУТ.
Выводы Антимонопольного органа, подтверждаются практикой: решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9088/2021, определением Верховного суда N 305-ЭС19-26014, решениями Арбитражных судов А03-21153/2018, А40-257565/19-122-2032, А40-172493/19, А63-10204/2019 и Определением Верховного суда N 305-ЭС20-21780 от 28.01.2021.
В том числе сложившаяся практика в Ставропольском крае:
Решение Арбитражного суда по делу А63-9613/2021 от 30.12.2022 г.
Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу А63- 3501/2022 от 10.01.2023 г
Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу А63-958/2022 от 04.04.2023 г.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского Федерального округа по делу А63-19024/2021 от 26.09.2022 г.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Юдента" приходит к выводу о не совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на заключение контракта, на основании чего, сведения в отношении ООО "Юдента" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104, статьей 51 Закона N 44-ФЗ и частью 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Юдента" (355037, Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 11А, помещ. 58), ИНН: 2635240150, Директора Погонин Дмитрий Юрьевич ИНН 263604905481, в связи с уклонением от заключения контрактов сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Н.Г. Пызина
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 декабря 2023 г. N 026/10/104-2778/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023