Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В..
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствии представителя,
от Заинтересованного участника - в отсутствии представителя,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Санаторий "Русь" ФГБУ "НМИЦ Онкологии" Минздрава России поступили сведения о включении в реестр
недобросовестных поставщиков участника закупки - Пономарева Н.Ю. по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321400003423000069 "Поставка реактивов для лаборатории (лот 1) для нужд Санатория "Русь" ФГБУ "НМИЦ онкологии" Минздрава России в 2023 году".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Пономарева Н.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав доводы представителя Заказчика, проведя проверку факта неисполнения победителем аукциона положений контракта и действий заказчика установила:
07.06.2023 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0321400003423000069 "Поставка реактивов для лаборатории (лот 1) для нужд Санатория "Русь" ФГБУ "НМИЦ онкологии" Минздрава России в 2023 году".
НМЦК закупки 198 087,34
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.06.2023 г. N ИЭА1 на участие в закупке было 2 (из них соответствует требованиям: 2 ; отклонено: 0).
По итогам проведенной закупки, победителем был признан участник закупки - Пономарева Н.Ю.
26.06.2023 г. между заказчиком и Пономаревым Н.Ю. был заключен контракт N 102 "Поставка реактивов для лаборатории (лот 1)" (реестровый номер контракта N 1616703414223000416).
Согласно п. 1.1 контракта в соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку реактивов для лаборатории (лот 1) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленный Товар.
Пунктом 3.1.1. контракта указано, что поставить Товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В рамках пункта 5.2 договора поставка всего объема Товара осуществляется в течение 20 календарных дней с момента подписания договора, крайняя дата поставки согласно требованию ГПД N 102 от 26.06.2023 года определяется по 16 июля 2023 года включено.
На 16.07.2023 г. поставка всего объема продукции согласно спецификации, не исполнена.
Спецификация (Приложение N 1 ГПД N 102) и описание объекта закупки (приложение N 2 к ГПД N 102) содержит одиннадцать наименований (позиций) продукции, поставка продукции согласно условий договора должна быть осуществлена разово без разделения на разные поставки, 26.07.2023 года поставщику было поставлено 10 позиций на общую сумму 44 428 руб. 04 коп., цена договора составила 131 728 руб. 04 коп.
16.11.2023 г. просрочка исполнения обязательств на сумму 87 300 руб. 00 коп., составляет 114 дней.
В нарушении условий договора поставщик без объяснения причины уклоняется от исполнения своих обязательств, принятых им в момент подписания гражданско-правового договора в течение 114 (сто четырнадцать) дней, данное количество дней формируется с момента окончания отведенного срока на поставку (17.07.2023 г.).
Сведения о форс-мажорных обстоятельствах (в силу закона), которые послужили препятствием в исполнении гражданско-правового договора N 102 от 26.06.2023 г. на поставку реактивов для лаборатории (лот 1) для нужд заказчика, поставщиком представлены не были.
19.10.2023 года ИП Пономарев Н.Ю. направил в адрес санатория сообщение по средствам эл. Почты следующего содержания:
"_ в связи с отсутствием контрольной крови на территории РФ предлагаем осуществить расторжение контракта в части поставки данной позиции с приложением скриншота страницы своей переписки с ООО "ИНТЕРМЕДИКА" в подтверждение своей позиции ...".
В ответ 19.10.2023 года заказчиком был направлен встречный запрос ИП следующего содержания:
"_ Просим Вас предоставить подтверждение об отсутствии para 12 еще от двух поставщиков, так как ООО "ИНТЕРМЕДИКА" не является монополистом в сфере поставок товаров для лаборатории, отсутствии у них возможности приобретения не является безусловным подтверждением отсутствия вышеназванной позиции на территории РФ ...". Подтверждения, ИП Понамаревым предоставлены не были.
Поставщиком нарушено требование пункта 5.2 договора "поставка всего объеме товара осуществляется в течение 20 календарных дней с момента подписания договора", пункт 3.1.1 "поставить товар в строгом соответствии с условиями договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленный срок".
Мотивированный отзыв на претензии от 12.09.2023 г. N 198; от 22.09.2023 г. N 213 в адрес заказчика от ИП Пономарева не поступили (претензии опубликованы в ЕИС и направлены почтовым отправление с уведомлением, возвращены в адрес как не врученные 11.11.2023 г.).
Таким образом, Поставщик свои обязательства по договору исполнил ненадлежащим образом, тем самым нарушив пунктов 3.1.1., 5.2 договора.
Комиссией установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3 контракта договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда, а также Стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям, предусмотренным Контрактом и законодательством.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона и пунктом 11.2 Контракта Заказчиком 17.11.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение размещено заказчиком 30.10.2023 г. в единой информационной системе, 30.10.2023 г Общество уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, в десятидневный срок обязательства по Контракту Пономаревым Н.Ю. не выполнены, основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Таким образом, исходя из положений ч. 9 ст. 95 Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 1.12.2023 г.
На рассмотрении дела представителем представители Пономарева Н.Ю. не прибыл, письменной позиции и доказательств свидетельствующих об исполнении условий контракта представлены не были.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 49 установлено, что в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (ПУНКТ 2 СТАТЬИ 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из проведения сторон явствует их воля на заключение договора.
Кроме того, подписывая контракт предприниматель согласился со всеми условиями контракта.
Вместе с тем, данные обстоятельства не могут приняты во внимание как основание для не включения Пономарева Н.Ю., поскольку он был заранее ознакомлен с требованиями и условиями извещения, в том числе и проектом контракта (вносимыми изменениями), что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках.
Действия Пономарева Н.Ю., выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц Пономаревым Н.Ю., также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении Пономарева Н.Ю. ИНН 450164038817 в связи с неисполнением Контракта N 102 от 26.06.2023 г. (реестровый номер N 1616703414223000416 "Поставка реактивов для лаборатории (лот 1) для нужд Санатория "Русь" ФГБУ "НМИЦ онкологии" Минздрава России в 2023 году" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б. Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 декабря 2023 г. N 026/10/104-2760/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023