Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "КДКБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гвоздицкой И.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку держателя/электрода электрохирургического для открытых операций, биполярного, одноразового использования (изв. N 0356500005123000346).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005123000346 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку держателя/электрода электрохирургического для открытых операций, биполярного, одноразового использования. Начальная (максимальная) цена контракта 2 944 860,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 07.12.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 12.12.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.08.2023 г. между Заказчиком и ИП Гвоздицкой И.Н. (далее - Поставщик, Предприниматель) заключен контракт N 2590506107023000510 на поставку держателя/электрода электрохирургического для открытых операций, биполярного, одноразового использования (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 20.11.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.3. Наименование, страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания поставки товара: 30.06.2024 г.
1.6. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 рабочих дней с даты направления заявки.
В рабочие дни с 08-00 до 15-00 часов, за исключением перерыва с 12-00 до 12-30 часов (время местное). Заявка Заказчика составляется в соответствии со Спецификацией с указанием наименования, формы выпуска и количества Товара. Заявка оформляется в письменной форме и направляется Поставщику посредством электронной или факсимильной связи по телефону: 8 926 867 34 37 или/и на электронную почту email: irishagv1979@mail.ru.
Поставщик должен обеспечить работоспособность своей аппаратуры по приему заявок от Заказчика. Поставщик несет ответственность за достоверность контактных данных, предоставленных для приема заявок.
3.5. Для проверки поставленного товара Поставщиком в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
3.6. При поставке товара Поставщик предоставляет полный пакет документов на товар, в том числе:
- документы, подтверждающие качество товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом (для товаров, подлежащих обязательной сертификации);
в том числе копию регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
4.4.3. При поставке товара (партии товара) передать Заказчику документы в соответствии с настоящим Контрактом, а также иные документы, обязательные для данного вида товара в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4.5. Устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке товара (партии товара) в течение 5 рабочих дней
4.4.9. Производить замену товара ненадлежащего качества, допоставку товара (партии товара) по количеству и (или) ассортименту в срок, установленный в мотивированном отказе от подписания документа о приемке.
Согласно Приложению N2 к Контракту к поставке требуется - 32.50.50.190-00001429 держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразового использования. Открытый инструмент LigaSure для электролигирования и разделения тканей, с изогнутыми малыми браншами, 16,5 мм - 19 см LF1212а. Производитель: Medtronic (Covidien)США.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено в разделе 3 Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 20.11.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.12.2023 г.
Информация об ИП Гвоздицкой И.Н. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 05.12.2023.
Из представленных Заказчиком документов в составе обращения следует, что 27.09.2023 г., согласно Документу о приемке N 99 от 27.09.2023 г., Поставщиком был поставлен товар на общую сумму 666 982,62 руб.:
- Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразовый (Китай) - 18 штук, цена 37 054,59 руб. за единицу товара.
В результате приемки товара Заказчиком было установлено следующее:
1. Держатель/электрод электрохирургический для открытых операций, биполярный, одноразовый (Китай) в количестве 18 штук - не соответствует характеристикам, установленным в Техническом задании (Приложение N 2) к Контракту.
Согласно Технического задания (приложение N 2 к контракту) "Страна происхождения" изделий медицинского назначения должна быть США, однако на маркировке поставленных изделий указано - Китай (made in China).
На маркировке поставленных изделий указан номер LF1212A.
Согласно ответа ООО "Медтроник" за исх.N В8-423 от 16.10.2023 г. на запрос Заказчика "для Российской Федерации (и для европейских стран) производится продукт с внутренним номером компании LF1212, который отражен в инструкции по применению, размещенной на сайте Федеральной Службы по Надзору в Сфере Здравоохранения (Росздравнадзор). Медицинское изделие с внутренним номером компании LF1212A производится только для внутреннего рынка США".
Также по Техническому заданию (приложение N 2 к контракту) "Каждая упаковка промаркирована на русском языке с указанием производителя, срока годности, номером партии (серии), датой изготовления, составом содержимого**", однако на поставленных изделиях маркировка на русском языке отсутствовала.
Согласно Мотивированного отказа от приемки Заказчиком было отказано в приемке товара по Документу о приемке N 99 от 27.09.2023 г. в полном объеме (размещено в ЕИС 23.10.2023 г.).
Срок на устранение нарушения (замена товара на соответствующий Техническому заданию к Контракту) - в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа (соответственно по 30.10.2023 г. включительно). Замена товара не была осуществлена.
02.11.2023 г. Заказчиком была отправлена претензия за исх.N 01-07-2591 Поставщику с требованием в срочном порядке осуществить поставку медицинских изделий в полном объеме в соответствии с Техническим заданием и спецификацией к Контракту.
03.11.2023 г. за исх.N 3 в адрес Заказчика поступил ответ на претензию о готовности Поставщика поставить товар, для чего необходимо внести изменения в контракт (заменить код LF 1212а на код LF 1212, добавить страну происхождения Китай).
07.11.2023 г. за исх. 01-07-2620 Заказчиком был дан ответ, что внести изменения в контракт возможно только в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель Заказчика также указал, что ввиду того, что при участии в электронном аукционе поставщиком была подана заявка, в которой была указана страна происхождения товара "США", также номер "LF1212а", внести изменения в контракт при замене страны происхождения возможно только по ч.7 ст. 95 ФЗ-44, однако, улучшенные характеристики отсутствуют, ввиду замены товара на аналогичный товар.
Поскольку на дату 20.11.2023 г. замена товара по Документу о приемке N 99 от 27.09.2023 г. Поставщиком не была осуществлена, товар по контракту не поставлен, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Поставщика в ходе рассмотрения обращения и в письменных пояснениях указал, что 24 августа 2023 года Поставщиком была получена заявка на поставку товара.
27.09.2023 года Поставщиком в адрес Заказчика была произведена поставка товара по заявке на общую сумму 666 982,62.
Поскольку при приемке товара Заказчиком было выявлено, что медицинское изделие с внутренним номером компании LF1212а производиться только для внутреннего рынка США, а также поскольку от производителя товара Заказчиком был получен ответ, что "для Российской Федерации (и европейских стран) производиться товар внутренним номером компании LF1212, Предпринимателем была произведена закупка товара с внутренним номером компании LF1212, о чем в материалы обращения приложено соответствующее платежное поручение N46 от 08.11.2023 г. Однако оказалось, что поставляемый товар имеет страну производства Китай, в связи с чем, Поставщик просил Заказчика согласовать поставку товара с указанием страны происхождения Китай.
Представитель Предпринимателя также отметил, что товар с внутренним номером компании LF1212 имеет аналогичные характеристики, что подтверждается РУ N РЗН 2020/11884.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений представителя Предпринимателя, а также предоставленных Поставщиком документов можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом письменных пояснений представителей сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Гвоздицкой И.Н., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Гвоздицкой И.Н. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Гвоздицкой И.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 декабря 2023 г. N РНП-59-433
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023