Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя-начальник отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -
Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Плутос" (ИНН 2465349976, КПП 246501001) (далее - общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-20268/22 "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы видеонаблюдения, систем контроля доступа, ворот и шлагбаумов", номер извещения 0119200000122018481, идентификационный код закупки 222246607390724660100104870013312244 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Общества условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик направил ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии его представителя.
Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.
Общество явку своего представителя не обеспечило, документы, запрошенные Красноярским УФАС России, не представило.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из материалов обращения следует, что между заказчиком и обществом по итогам проведения электронного аукциона заключён контракт N 353УД2022/913 от 19.12.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товары, являющиеся предметом контракта.
Согласно пункту 1.1. контракта в соответствии с контрактом исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту (далее - услуги) системы видеонаблюдения, систем контроля доступа, ворот и шлагбаумов (далее - оборудование), а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги исполнителя на условиях контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта место оказания услуг: г. Красноярск, пр. Мира, 110, ул. Ленина, 125, ул. Ленина, 123 "А", ул. Ленина, 123 "Д", ул. Красной Армии, 3, ул. Карла Маркса, 122, ул. Лесная, 157 (далее - объекты).
В силу пункта 1.3. контракта техническое обслуживание и ремонт включает в себя комплекс операций по поддержанию работоспособности системы видеонаблюдения, систем контроля доступа, ворот и шлагбаумов, при условии использования их по назначению.
Согласно пункту 1.4. контракта сроки оказания услуг: в период с 01.01.2023, но не ранее даты заключения контракта по 31.12.2023 по заявкам заказчика:
- техническое обслуживание в течение 30 (тридцати) календарных дней после подачи заявки заказчиком.
В соответствии с пунктом 1.5. контракта, указанные в пункте 1.4. контракта сроки оказания услуг, являются исходными для определения санкций в случаях нарушения сроков оказания услуг.
Согласно пункту 2.1. контракта максимальное значение цены контракта составляет 536 853,70 руб.
Согласно пункту 3.1.1. контракта оказывать услуги в соответствии с условиями контракта, приложениями к контракту в полном объеме, надлежащего качества, в сроки, установленные в пункте 1.4 контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.7. контракта исполнитель обязан своевременно предоставлять в соответствии с условиями контракта достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику оказанные услуги, предусмотренные контрактом.
Согласно пункту 6.3. контракта по факту оказания услуг, предусмотренных контрактом, в течение 1 рабочего дня исполнитель с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе акт приема-передачи оказанных услуг и/или универсальный передаточный документ (далее - документы о приёмке), счёт и/или счёт-фактуру с указанием номера и даты контракта.
Из информации, представленной заказчиком следует, что обществом в установленный контрактом срок (пункт 1.4.), не исполнены заявки на оказание услуг от 26.09.2023, 26.10.2023, 31.10.2023. Заказчик в адрес общества также было требование об уплате неустоек (штрафа) N 32-01-22/1368 от 16.10.2023 в размере 2000,00 руб. в силу нарушения пункта 6.3. контракта
Согласно информации, размещённой в ЕИС, стоимость исполненных обществом и фактических оплаченных заказчиком обязательств, составила 39 473,95 руб., что подтверждается документами о приёмке N 1/01 от 31.01.2023, N 13/02 от 28.02.2023, N 58 от 02.04.2023, N 74 от 02.05.2023, N 86 от 01.06.2023, N 2/06 от 03.07.2023, N 2/07 от 02.08.2023, N2/08 от 03.09.2023, N2/09 от 01.10.2023, платёжными поручениями N 297465 от 16.03.2023, N 322463 от 22.03.2023, N58 от 02.04.2023, N 483348 от 21.04.2023, N 74 от 02.05.2023, N 653519 от 25.05.2023, N 790888 от 21.06.2023, N 974025 от 21.07.2023, N 1128327 от 23.08.2023, N 1261997 от 18.09.2023, N3053.44 от 18.10.2023.
Из письменных пояснений заказчика следует, что им на электронную почту общества посредством Microsoft Outlook были направлены заявки, оформленные в соответствии с требованиями контракта, на оказание услуг по техническому обслуживанию от 26.09.2023 (срок исполнения согласно 1.4. контракта 26.10.2023), на ремонт от 26.10.2023 и от 31.10.2023 (срок исполнения согласно 1.4. контракта 31.10.2023, 07.11.2023). Вместе с тем, обществом по указанным заявкам обязательства не исполнены. Доказательств обратного в материалы обращения не представлено.
Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком велась претензионная работа, о чём свидетельствует скриншот личного кабинета заказчика в ЕИС (уведомления о претензионной переписке от 16.10.2023, 07.11.2023, 04.12.2023).
Согласно материалам обращения и информации, размещённой в ЕИС, доказательства оплаты неустоек обществом отсутствуют.
Ввиду изложенных обстоятельств, заказчиком на основании статьи 450.1 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 715 ГК РФ, статьи 783, части 8,9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 13.1. - 13.3. контракта заказчиком 21.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что обществом были нарушены существенные условия контракта, поскольку своевременное оказание услуг в полном объёме, предусмотренных контрактом, не было осуществлено надлежащим образом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной заказчиком, а также размещенной в ЕИС, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 21.11.2023.
Датой надлежащего уведомления общества является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 21.11.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта.
Решение вступило в законную силу 04.12.2023. Таким образом, заказчиком был представлен десятидневный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательств того, что обществом были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в адрес Комиссии представлены не были.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что общество не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было.
Кроме того, Комиссия отмечает, что общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении контракта общество Комиссии не представило.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Плутос" (ИНН 2465349976, КПП 246501001) лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Чиркове К.В. (ИНН 244002395095) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
04.12.23 |
06.12.23 |
04.12.23 |
0 |
04.12.23 |
11.12.23 |
08.12.23 |
0 |
13.12.23 |
11.12.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 декабря 2023 г. N 024/10/104-3493/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023