Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, М.А. Грицай - начальник отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МУ "Департамент капительного строительства администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Имамвердиева Э.Г. (ИНН 420524012504) (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Текущий ремонт кровли здания МБУК "Эвенкийская централизованная библиотечная система"", номер извещения 0319300044923000012, идентификационный код закупки 233880101292688010100100230014120244 (далее-электронный аукцион), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и ИП, указанным в Контракте, размещенному в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, Заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о
рассмотрении обращения.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На заседании Комиссии присутствовал представитель Заказчика по доверенности (личность установлена, полномочия подтверждены).
Представитель ИП принял участие в рассмотрении обращения посредством ВКС (личность установлена, полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен Контракт от 25.10.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением ИП обязательств по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в РНП.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом Контракта.
Комиссия, изучив условия Контракта, установила следующее.
Раздел 1 Контракта: "1. В целях обеспечения муниципальных нужд, Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту кровли здания МБУК "Эвенкийская централизованная библиотечная система", в строгом соответствии локальному сметному расчету (смете) (Приложение N 1 к Контракту), Графику выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), которые являются неотъемлемыми частями настоящего Контракта, утвержденными Муниципальным заказчиком, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по условиям данного Контракта.
1.2. Место выполнения работ: Красноярский край, Эвенкийский район, п. Тура, ул. 50 лет Октября, д. 35".
Раздел 3 Контракта: "3.1. Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по "30" ноября 2023 года, в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
3.2. Подрядчик вправе по согласованию с Муниципальным заказчиком окончить работы досрочно".
Разделом 4 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 9.1. Контракта стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств, в случае действия обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, землетрясение, военные действия), в том числе и по причинам отсутствия навигации, при условии, что данные обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение условий по настоящему Контракту. В этом случае срок выполнения договорных обязательств будет продлен на время действия этих обстоятельств или на иной срок по согласованию Сторон.
Раздел 10 Контракта предусматривает порядок разрешения споров.
Раздел 11 содержит порядок изменения, расторжения Контракта.
Согласно информации, представленной Заказчиком, в установленный Контрактом срок, ИП к выполнению работ не приступил.
Указанное представитель ИП подтвердил, пояснил, что к выполнению работ ИП не приступил ввиду отсутствия материалов, необходимых для выполнения работ по Контракту, которые предполагалось доставить на объект посредством навигации, однако в установленный контрактом срок, зимняя навигация была закрыта, а иные способы доставки материалов на объект Заказчика являются более дорогостоящими. Доказательств отсутствия навигации, отсутствия иных способов доставки материалов Комиссии не представлено.
Также представитель ИП пояснил, что приобретение материалов для выполнения работ в близлежащих к объекту субъектах, не представилось возможным ввиду отсутствия необходимых материалов. Доказательств указанного Комиссии не представлено.
Однако, представитель Заказчика обратил внимание Комиссии на то обстоятельство, что Заказчик готов был оказать содействие в приобретении материалов для выполнения работ по Контракту, поскольку на территории субъекта имеются многочисленные магазины и базы, реализующие строительные и иные материалы, но ИП с такой инициативой к Заказчику не обратился. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Кроме того, представитель ИП обратил внимание Комиссии на тот факт, что представитель ИП выезжал на осмотр и находился на объекта Заказчика с 01.11.2023 по 03.11.2023.
Комиссия, изучив план-график работ, являющийся приложением к Контракту, установила, что в период с 06.11.2023-11.11.2023 ИП надлежало приступило к демонтажным работам (разборка покрытий кровель, разборка деревянных элементов конструкций крыш), однако к указанным работам ИП не приступил.
Указанное представитель ИП не отрицал, пояснив, что ИП не приступил к данным работам ввиду заботливости и предусмотрительности по отношению к Заказчику, поскольку проведение демонтажных работ (покрытий кровли и элементов крыши) при условии, что дальнейшее исполнение Контракта ввиду отсутствия материалов для монтажа (в тех временных рамках, которые предусмотрены контрактом и графиком) не представлялось возможным, что повлекло бы для заказчика негативные последствия в силу неблагоприятных погодных условий. Доказательств указанного Комиссии не представлено.
13.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлено письмо о необходимости приступить к работам по Контракту и рассмотрении вопроса о возможности дополнительного соглашения по Контракту о продлении сроков исполнения Контракта.
17.11.2023 ИП в адрес Заказчика направлены письма о заключении дополнительного соглашения о продлении срока исполнения работ по Контракту ввиду отсутствия навигации, необходимой ИП для осуществления доставки материалов для выполнения работ по Контракту.
17.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлена претензия о ненадлежащем исполнении Контракта.
17.11.2023 ИП в адрес Заказчика направлен ответ на претензию, согласно которому ИП просит заключить дополнительное соглашения о продлении срока исполнения работ по Контракту ввиду отсутствия навигации, необходимой ИП для осуществления доставки материалов для выполнения работ по Контракту.
23.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлен ответ на письмо о заключении дополнительного соглашения о продлении срока, в соответствии с которым Заказчиком в заключении дополнительного соглашения отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданный компетентными органами.
24.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
24.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 24.11.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием пунктом 14 и 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
27.11.2023 ИП в адрес Заказчика ИП направлено возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, однако действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, не осуществило.
По состоянию на 05.12.2023 ИП обязательства по Контракту не выполнило, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.12.2023.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что подавая заявку на участие в аукционе, ИП выразил согласие исполнить условия контракта в полном объеме, согласился с его условиями, а также мог и должен был осознавать последствия его неисполнения. Указывая себя профессиональным и опытным участником рынка, ИП должен было просчитать свои возможности, требуемые для надлежащего исполнения условий контракта.
Также в ходе рассмотрения обращения, ИП не представил доказательств устранения допущенных нарушений договорных обязательств (в том числе после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта), а также подтверждения наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших выполнению условий контакта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности ИП в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Также Комиссия обращает внимание на тот факт, что ИП, не воспользовался своим правом, предусмотренным статьей 716 ГК РФ, согласно которому подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП своевременно не приступил к исполнению Контракта, что привело к срыву сроков проведения работ в учреждении, являющегося социально-значимым объектом.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ИП, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об ИП реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ИП подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Имамвердиеве Э.Г. (ИНН 420524012504) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.12.23 |
07.12.23 |
06.12.23 |
0 |
06.12.23 |
13.12.23 |
12.12.23 |
0 |
15.12.23 |
14.12.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2023 г. N 024/10/104-3584/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023