Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- директора КОГПОБУ ''Кировский авиационный техникум'';
- представителя КОГПОБУ ''Кировский авиационный техникум'' по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ОА Гектор",
У С Т А Н О В И Л А:
01.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ОА Гектор" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГПОБУ ''Кировский авиационный техникум'' при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (извещение N 0340200003323016225).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку Заказчиком некорректно сформировано описание объекта закупки, а именно: не разъяснено нужно ли охранным организациям, не зарегистрированным в Кировской области, предоставить Заказчику разрешения на транспортирование оружия и патронов серии РТЮ, отсутствует информация требуется ли наличие у Исполнителя оборудованного помещения для хранения оружия, не указано какая рабочая документация необходима для оказания охранных услуг на посту, а также кто устанавливает кнопку тревожной сигнализации, за чей счет, на чей пульт централизованного наблюдения выводится сигнал; пункт 1.2 описания объекта закупки вводит участников закупки в заблуждение.
Сообщает, что Заказчиком не разъяснено нужно ли организациям, зарегистрированным за пределами Кировской области, создавать обособленное подразделение в Кировской области.
Отмечает, что Заказчиком не установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства N 2571.
Указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены в описании объекта закупки, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования, предусмотренные ГОСТ Р 58485-2019, ГОСТ Р 70619-2022.
Заявляет, что разделы "Порядок сдачи и приемки услуг", "Цена и порядок расчетов", "Обеспечение исполнения контракта", "Ответственность сторон" проекта контракта Заказчика не соответствуют типовому контракту, утв. Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149.
Рассмотрение жалобы назначено на 07.12.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представители Заказчика пояснили, что Заказчик не указан как орган контроля и (или) надзора за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной деятельности и указанные Заявителем документы запрашивать не уполномочен. Заказчик не вправе предъявлять к участнику требования, не предусмотренные Законом о контрактной системе. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует на всей территории РФ. До заключения контракта документация не может быть утверждена, соответственно, данные требования не могут быть указаны в извещении о закупке. Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Требования о применении ГОСТ Р 58485-2019 будут проверяться при исполнении контракта, частично условия стандарта указаны в проекте контракта. Требования типового контракта применены в части, не противоречащей требованиям действующего Закона о контрактной системе.
Указывают, что, не смотря на отсутствие в проекте контракта п. 6.6, 6.7 типового контракта, они в любом случае будут применять.
Отмечают, что ООО "ОА Гектор" был участником закупки. Считают жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
22.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 940 262,40 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлена позиция КТРУ 80.10.12.000-00000003 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)", Заказчиком в описании объекта закупки применены характеристики из описании объекта закупки позиции КТРУ:
- "Вид услуги по охране" со значением "Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности";
- "Использование мобильной группы" со значением "Да";
- "Использование специальных средств" со значением "Да";
- "Наличие оружия у сотрудников мобильной группы" со значением "Да";
- "Наличие оружия у сотрудников охраны" со значением "Нет".
Кроме того, Заказчиком установлены дополнительные требования в описании объекта закупки с указанием обоснования их установления, что соответствует требованиям п. 6 Правил.
Относительно довода о некорректном формировании описания объекта закупки, установлено следующее.
Согласно п. 1.2 описания объекта закупки непосредственную охрану объектов Заказчика должны осуществлять сотрудники Исполнителя, имеющие личную карточку охранника и/или удостоверение частного охранника, прямую связь с базовым органом службы охраны Исполнителя, который решает текущие вопросы с администрацией Заказчика.
Частью 1 статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Согласно п. 3.2 Порядок выдачи личной карточки охранника (утв. Приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 238) для получения личной карточки охранника (приложение N 1 к Порядку) руководитель либо представитель частной охранной организации на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени этой частной охранной организации, подает в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту нахождения лицензионного дела частной охранной организации удостоверение частного охранника.
Таким образом, специальным законодательством определено, что статус частного охранника подтверждается удостоверением частного охранника. При этом для получения личной карточки охранника необходимо предоставление удостоверения частного охранника.
В силу п. 1.2.2 описания объекта закупки сотрудники Исполнителя должны уметь пользоваться установленным у Заказчика оборудованием, а именно:
- системой по контролю доступа,
- системой видеонаблюдения (камеры внутреннего наблюдения),
- автоматической системой пожарной сигнализации (АСПС),
- средствами тревожной сигнализации (тревожная кнопка, пульт охраны),
- первичными средствами пожаротушения.
Таким образом, описанием объекта закупки определено, что средства тревожной сигнализации (тревожная кнопка, пульт охраны) установлены у Заказчика, что противоречит доводу Заявителя об отсутствии в описании объекта закупки информации о лице, которое устанавливает кнопку тревожной сигнализации.
Статьей 31 Закона о контрактной системе определены требования к участникам закупок. Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 69 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814) юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов, выдаваемых в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Данным пунктом Правил также определены обязанности юридических лиц для транспортирования оружия и патронов.
Приказ МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 19.06.2018) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" определены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ.
Согласно ч. 2 ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.
В соответствии с п. 10.6 и п. 12.1 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (утв. Приказа Росгвардии от 19.10.2020 N 419) установлено, что в должностной инструкции в разделе I "Общие положения" указываются Правила ведения и порядок оформления служебной документации на объекте охраны, в разделе III "Обязанности" указывается перечень обязанностей, возложенных на частного охранника при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны, в том числе предусмотренных статьей 12.1 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, требования относительно транспортирования оружия и патронов, об оборудовании помещении для хранения оружия и о разработке рабочей документации, необходимой для оказания охранных услуг на посту определены специальным законодательством. При этом описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя о необходимости создавать обособленное подразделение в Кировской области, установлено следующее.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно статье 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 утверждены положение о лицензировании частной охранной деятельности (далее - Положение) и правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) о начале и об окончании оказания охранных услуг в определенные Правилами сроки.
Таким образом, требование о регистрации обособленного подразделения охранной организации на территории Кировской области, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем Заказчиком обоснованно не разъяснена необходимость создания такого подразделения.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя о неправомерном не установлении Заказчиком дополнительных требований в отношении участников закупки, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - дополнительные требования, утвержденные постановлением Правительства РФ N 2571).
Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Аналогичные требования установлены в п. 5.2 Дополнительные требования к извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, анализ извещения о проведении закупки показал, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя о неправомерном неприменении Заказчиком ГОСТ Р 70619-2022, установлено следующее.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 70619-2022 "ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН" (далее - ГОСТ Р 70619-2022) настоящий стандарт устанавливает общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан.
В силу п. 1.2 ГОСТ Р 70619-2022 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности с предоставлением следующих видов услуг в соответствии Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. Законов) ''О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации'': - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 ''О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации''. В составе заявки участник закупки предоставляет: - копию лицензии или - копию выписки из реестра лицензий или - копию акта лицензирующего органа о принятом решении или - сведения о записи в реестре лицензий о регистрационном номере и дате предоставления лицензии в произвольной форме.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части.
Таким образом, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разграничивает как самостоятельные виды услуг защиту жизни и здоровья граждан и охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
Учитывая, что объектом закупки выступает оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а ГОСТ Р 70619-2022 устанавливает общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан и не распространяется на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями, Заказчиком правомерно не применен ГОСТ Р 70619-2022, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя о неправомерном неприменении Заказчиком ГОСТ Р 58485-2019, установлено следующее.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 58485-2019 "ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (далее - ГОСТ Р 58485-2019) настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Заказчиком по спорной закупке выступает КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КИРОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ". Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности Заказчика - "85.21 Образование профессиональное среднее".
В силу п. 1.2 ГОСТ Р 58485-2019 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:
с защитой жизни и здоровья граждан;
осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.
Анализ описания объекта закупки показал, что Заказчиком не применены показатели ГОСТ Р 58485-2019.
Довод Заказчика о применении спорного стандарта в проекте контракта, а также о проверке соответствия исполнителя по контракту требованиям ГОСТ Р 58485-2019 в процессе исполнения контракта, не принимается Комиссией Кировского УФАС России, поскольку требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусматривают обязанность Заказчика при описании объекта закупки применять показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с принятыми стандартами.
Учитывая, что вид оказываемых по закупке услуг не подпадает под исключения, предусмотренные требованиями п. 1.2 ГОСТ Р 58485-2019, а Заказчиком является Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки не применены требования данного стандарта.
Довод Заявителя обоснован.
Относительно довода Заявителя о неприменении Заказчиком положений типового контракта в разделах "Порядок сдачи и приемки услуг", "Цена и порядок расчетов", "Обеспечение исполнения контракта", "Ответственность сторон", установлено следующее.
КТРУ 80.10.12.000-00000003: услуги частной охраны (выставление поста охраны) входит в информационную карту типового контракта на оказание охранных услуг, утвержденного Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - Типовой контракт).
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Согласно информационному письму Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ.
Комиссией Кировского УФАС России проведен анализ применения Заказчиком условий раздела 3 "Порядок сдачи и приемки услуг" и раздела 5 "Цена и порядок расчетов" Типового контракта и установлено, что разделы 3 и 5 проекта контракта приведены в соответствие с действующей редакцией ч. 13 и ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, что соответствует ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ.
Комиссией Кировского УФАС России проведен анализ применения Заказчиком условий раздела 7 "Ответственность сторон" Типового контракта и установлено, что разделы 7 проекта контракта приведены в соответствие с действующей редакцией ч. 5-7, ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что соответствует ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ.
Представители Заказчика пояснили, что требования п. 7.13 проекта контракта обусловлено позицией министерства финансов Кировской области для урегулирования вопросов, возникающий при исполнении контрактов.
Таким образом, п. 7.13 проекта контракта не противоречит требованиям Типового контракта, не налагает дополнительных необоснованных требований на исполнения по контракту, а определяет порядок претензионной работы и подсудности споров Арбитражному суду Кировской области.
Комиссией Кировского УФАС России проведен анализ применения Заказчиком условий раздела 6 "Обеспечение исполнения контракта" Типового контракта и установлено, что Заказчиком неправомерно не применены п. 6.6 и п. 6.7 Типового контракта.
Довод Заказчика о неприменении данных пунктов в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, не принимается Комиссией Кировского УФАС России, поскольку данные требования Типового контракта связаны с ч. 7.1 и 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, которые по существу не были изменены Законом N 360-ФЗ (в ч. 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе были внесены изменения только относительно замены словосочетания "банковская гарантия" на "независимая гарантия", что не влияет на обязанность применения данного пункта Заказчиком).
Таким образом, действия Заказчика по неприменению п. 6.6 и п. 6.7 раздела 6 "Обеспечение исполнения контракта" Типового контракта нарушают требования ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя обоснован.
Учитывая, что ООО "ОА Гектор" не доказано, что выявленные нарушения повлияли на результат закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ОА Гектор" на действия Заказчика - КОГПОБУ ''Кировский авиационный техникум'' при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (извещение N 0340200003323016225), в связи с нарушением ч. 11 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
4. Обязать Заказчика представить в срок до 25.12.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Заказчика обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 11.01.2024 г. в 13 час. 00 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2023 г. N 043/06/106-1301/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023