Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет", по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
04.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений ВятГУ и прилегающих к ним территорий (извещение N 0340100006223000024).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку техническое задание указывает на то, что в объект закупки входят работы по обслуживанию инженерных систем и внешних элементов здания, а также услуги по текущему ремонту зданий. Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571) работы по техническому обслуживанию зданий, сооружений включены в позицию 14, услуги по текущему ремонту зданий, сооружений включены в позицию 15, где установлено, что к участникам закупки данных видов работ предъявляются дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и приведен перечень информации и документов, подтверждающий соответствие участников закупки указанным требованиям. Данные требования в отношении позиций 14, 15 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей. Тем временем, заказчик объединил в одной закупке функционально различные виды работ и услуг, к каждому из которых законодательство предусматривает установление дополнительных требований к участникам, нарушив тем самым правила описания объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и принципы Закона о контрактной системе о создании равных условий для обеспечения конкуренции и о недопущении необоснованного ограничению числа участников закупок, установленные ст. 8 данного Закона. Таким образом, Заказчиком в одной закупке объединены два объекта, два функционально различающихся вида услуг. При проведении данной закупки Заказчиком установлены дополнительные требования о наличии опыта, предусмотренные позицией 14 приложения к постановлению N 2571 - наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений. Исходя из вышеизложенного, считает, что закупки видов работ и услуг, предполагающих применение обязательных дополнительных требований к участникам закупок, необходимо проводить раздельно, с обязательным применением требований, предусмотренных законодательством к каждому из таких видов работ и услуг.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, пояснения, дополнения, ходатайства не направил.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что Заявителем в подтверждение довода жалобы о том, что Заказчиком в объект закупки неправомерно включены работы по текущему ремонту, подразумеваемые п.15 Приложения к постановлению N 2571, не конкретизировано какие это именно работы из описания объекта закупки сформированного Заказчиком. Кроме того, не приведено каких-либо аргументов и ссылок на нормативные документы, подтверждающие такую позицию Заявителя.
Перечень и время (периодичность) оказываемых услуг установлены в пункте 4 Приложения N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки". Включенные в описание объекта закупки работы по косметическому ремонту отдельных конструктивных элементов объектов представляют собой устранение мелких повреждений, неисправностей, возникающих в ежедневном режиме при эксплуатации объектов Заказчика и устраняемых по заявке Заказчика или в результате выявления при осмотре объектов Исполнителем. Например, замена одной сломанной плитки на полу; установка наружного откоса окна, сорванного ветром; ремонт неработающего замка в двери; регулировка оконной фурнитуры для устранения теплопотерь; закрашивание надписи на фасаде общежития нанесенной вандалами и т.д и т.п. В пункте 4 Приложения N 1 к Извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" установлены виды таких работ, с установлением по отдельным видам работ максимального объема по одному объекту в месяц.
Данные работы, включенные в объект закупки, имеют общее функциональное назначение с остальными услугами и выполняются для достижения единой цели по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, помещений ВятГУ и прилегающих к ним территорий, устранению аварий и неисправностей, восстановлению условий жизнеобеспечения и безопасности на объектах Заказчика.
Обращает внимание на то, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Считает, что выделение указанных работ в отдельную закупку с наименованием объекта закупки "текущий ремонт" невозможно, так как невозможно будет на момент объявления такой закупки зафиксировать объем работ на определенный период, составить ведомости дефектов, составить сметы. То есть, невозможно будет корректно в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе составить описание объекта закупки и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, даже если допустить возможность проведения отдельных закупок на косметический ремонт, это необходимо будет делать, объединяя в один лот несколько объектов по территориальному принципу и видам работ. Даже в таком случае, начальная (максимальная) цена одного лота не сможет превысить 1 млн. рублей, для того чтобы у Заказчика появилось основание для установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, п. 15 Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, Заказчик считает, что в описании объекта закупки отсутствуют неправомерно включенные в него работы по текущему ремонту, к которым должны применяться требования п.15 Приложения к постановлению N 2571.
Дополнительно сообщил, что согласно СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" в задачи технического обслуживания зданий (сооружений) входят: текущее обслуживание, включающее в себя подготовку здания (сооружения), его элементов и систем к сезонной эксплуатации. В состав работ по текущему обслуживанию входит исправление неисправностей, выявленных в ходе осмотров.
Представитель Заказчика обращает внимание на то, что по результатам поиска в реестрах контрактов и договоров на официальном сайте ЕИС у ИП отсутствуют заключенные и исполненные контракты и договоры. Таким образом, заявитель жалобы не мог участвовать в оспариваемой закупке в связи с отсутствием опыта оказания аналогичных услуг.
В связи с тем, что участие заявителя в спорной закупке заведомо исключено и его права, и законные интересы положениями извещения о закупке не могут быть нарушены; в действиях Заказчика при проведении закупки отсутствуют нарушения; просим жалобу на действия Заказчика признать не обоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
21.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений ВятГУ и прилегающих к ним территорий. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 435 999, 92 руб. Извещением установлено требование в соответствии с позицией 14 раздела II приложения к Постановлению РФ N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2023 NИЭА1 подано 3 заявки, из них отклонено 0.
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 2571. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно п. 14 раздела II приложения к Постановлению Правительства N 2571, предусматривается, что при осуществлении закупки на выполнение работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства N 2571, предусматривается, что при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений устанавливается дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п. 9.1 и п. 9.2 СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (далее - СП 255.1325800.2016) в задачи технического обслуживания зданий (сооружений) входят: текущее обслуживание, включающее в себя подготовку здания (сооружения), его элементов и систем к сезонной эксплуатации. В состав работ по текущему обслуживанию входят: исправление неисправностей, выявленных в ходе осмотров; проведение регламентных работ по регулировке и наладке систем инженерно-технического обеспечения, в том числе при подготовке к сезонной эксплуатации; проведение работ по подготовке здания (сооружения) к сезонной эксплуатации; санитарное содержание помещений здания (сооружения) и прилегающей территории; уборка снега, в т.ч. на кровле; обеспечение работоспособности систем общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций.
Согласно п. 3.11 СП 255.1325800.2016 под текущим обслуживанием понимается поддержание надлежащего технического состояния зданий (сооружений) в части параметров устойчивости, надежности, а также исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно п. 3.12 СП 255.1325800.2016 под текущим ремонтом понимается комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
На официальном сайте ЕИС у ИП отсутствуют заключенные и исполненные контракты и договоры. Таким образом, Заявитель жалобы не мог участвовать в оспариваемой закупке в связи с отсутствием опыта оказания аналогичных услуг, в связи с чем, участие Заявителя в спорной закупке заведомо исключено и его права, и законные интересы положениями извещения о закупке не могут быть нарушены.
Заявитель участия в рассмотрении не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании вышеуказанного извещения, не конкретизировано какие именно работы из описания объекта закупки относятся к текущему ремонту и на какую сумму, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений ВятГУ и прилегающих к ним территорий (извещение N 0340100006223000024).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 декабря 2023 г. N 043/06/106-1302/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023