Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя Управления государственной службы занятости населения Кировской области;
рассмотрев жалобу РООР ФКЦ "Киров",
У С Т А Н О В И Л А:
04.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба РООР ФКЦ "Киров" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Управление государственной службы занятости населения Кировской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг дежурного вахтера в помещении управления государственной службы занятости населения Кировской области (извещение N 0340200003323016303).
Рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Согласно представленным документам Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как не установил обязательным требованием для исполнения контракта наличие лицензии, при этом в соответствии с п. 32 ст. 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Заказчик, заключая контракт на услуги вахтеров, нарушил требования действующего законодательства, а именно Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Закона РФ от 11 марта 1992 г. N2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Представитель Заявителя явку на рассмотрение материалов не обеспечил, ходатайств не направил.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, вместе с тем, данные услуги не подпадают под охранную деятельность, не предполагают применение оружия и не носят пресекательный характер. Заказчиком заключен отдельный государственный контракт на оказание услуг по охране объекта. Охрана объекта осуществляется посредством централизованного наблюдения за системой, установленной на объекте и передающей сигнал на пульт охранного агентства посредством тревожной кнопки, которая находится на посту вахтера на центральном входе. Также пост вахтера оборудован системой видеонаблюдения и системой охранно-пожарной сигнализации, что исключает риск опасности жизни людей. Кроме этого объект заказчика оборудован: системой видеонаблюдения и контроля внутри здания, а также на территории по периметру здания, все этажи здания и помещения оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в помещениях и местах общего пользования установлены первичные средства пожаротушения.
Отмечает, что в обязанности вахтера входит следующее: наблюдение за проходной управления, пропуск работников, посетителей в здание управления; принятие помещений управления под охрану перед заступлением на дежурство, включение охранно-пожарной сигнализации; наблюдение и контроль за режимно-секретным помещением, снятие и постановка его на охранно-пожарную сигнализацию, с отметкой в журнале приема (сдачи) под охрану режимных помещений; не менее трех раз в ночное время, а также в нерабочие и праздничные дни, совершать обход помещений управления; наблюдение и контроль (принятие мер) за площадкой гаража для беспрепятственного выезда служебного автотранспорта управления; предупреждение правонарушений на охраняемом объекте, в пределах законодательства РФ; слежение за работоспособностью системы видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализацией; контроль за своевременным закрытием всех внутренних помещений здания; проверка целостности замков, наличие пломб кабинетов, противопожарного инвентаря, исправности телефонов, исправности освещения, исправности систем водоснабжения и теплоснабжения; выявление неисправностей (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану; ведение журнала времени посещения управления лицами, не являющимися сотрудниками заказчика; прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале; предупреждение возникновения пожара на объекте; своевременное сообщение руководству управления о внештатных ситуациях; консультирование посетителей по вопросам расположения кабинетов в здании; содержание помещения проходной в надлежащем санитарном состоянии. Отмечает, что указанный перечень включен в описание объекта закупки в соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31, которым утвержден Общероссийский классификатор профессий Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. В указанном нормативном правовом акте предусмотрена профессия вахтер, а также определены требования, которым профессия должна отвечать.
Указывает, что Заказчик не осуществляет закупку частных охранных услуг, а осуществляет закупку услуг вахтера, о чем свидетельствуют установленные в извещении требования к исполнителю. Просит признать жалобу не обоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
24.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг дежурного вахтера в помещении управления государственной службы занятости населения Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 633 000,00 руб.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлены требования о лицензировании на осуществление частной охранной деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае выполнения работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, к участнику закупки должны быть предъявлены соответствующие требования, в том числе требования к составу второй части заявки о наличии лицензии на выполнение работ, подлежащих лицензированию.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с Законом частной детективной и охранной деятельности, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлен перечень видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 (ред. от 24.11.2008) "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" предусмотрена профессия вахтер, а также определены требования, которым профессия должна отвечать.
Согласно Приложению N 1 к Контракту "Описанию объекта закупки", в перечень услуг, оказываемых дежурными вахтерами, входит:
1) наблюдение за проходной управления, пропуск работников, посетителей в здание управления,
2) принятие помещений управления под охрану перед заступлением на дежурство, включение охранно-пожарной сигнализации.
3) наблюдение и контроль за режимно-секретным помещением, снятие и постановка его на охранно-пожарную сигнализацию, с отметкой в журнале приема (сдачи) под охрану режимных помещений.
4) не менее трех раз в ночное время, а также в нерабочие и праздничные дни, совершать обход помещений управления.
5) наблюдение и контроль (принятие мер) за площадкой гаража для беспрепятственного выезда служебного автотранспорта управления.
6) предупреждение правонарушений на охраняемом объекте, в пределах законодательства РФ.
7) слежение за работоспособностью системы видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализацией.
8) контроль за своевременным закрытием всех внутренних помещений здания;
9) проверка целостности замков, наличие пломб кабинетов, противопожарного инвентаря, исправности телефонов, исправности освещения, исправности систем водоснабжения и теплоснабжения;
10) выявление неисправностей (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану;
11) ведение журнала времени посещения управления лицами, не являющимися сотрудниками заказчика;
12) прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале;
13) предупреждение возникновения пожара на объекте;
14) своевременное сообщение руководству управления о внештатных ситуациях;
15) консультирование посетителей по вопросам расположения кабинетов в здании;
16) содержание помещения проходной в надлежащем санитарном состоянии.
Таким образом, профессия вахтер не предусматривает выполнение мероприятий, таких как охрана объекта и (или) имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, соответственно данная деятельность не подлежит лицензированию.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу РООР ФКЦ "Киров" на действия Заказчика - Управление государственной службы занятости населения Кировской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг дежурного вахтера в помещении управления государственной службы занятости населения Кировской области (извещение N 0340200003323016303).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 декабря 2023 г. N 043/06/106-1306/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2023