Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- заместителя главы администрации Мокрецовского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области;
- представителя администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области, по доверенности;
рассмотрев материалы администрации Мокрецовского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области о включении сведений об ИП (далее - Подрядчик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
05.12.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение администрации Мокрецовского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству Сквера Победы (извещение N 0340200003323005489).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 11.12.2023 г., отложено на 12.12.2023 г., стороны извещены надлежащим образом. ИП, извещенная о времени и месте рассмотрения материалов РНП, явку представителя не обеспечила, ходатайств не направила.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что Подрядчик не выполнил предусмотренные контрактом работы в срок. Заказчиком велась с Подрядчиком претензионная работа, однако обязательства не были исполнены, в связи с чем Заказчиком 20.11.2023 г. было сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 01.12.2023 г.
Представитель Заказчика, сообщила, что основаниями для расторжения явились следующие факторы: дальнейшее выполнение работ могло угрожать безопасности объекта, а также может привести к снижению качества объекта и его эксплуатационной надежности (п.4.2.2.3. контракта); работы по контракту не выполнены в строгом соответствии с техническим заданием с надлежащим качеством, в объёме и в установленные сроки, включая начальный и конечный сроки работ (нарушен п.5.1.1. контракта); Подрядчик не обеспечил в ходе работ выполнение мероприятий по рациональному использованию территории и зеленых насаждений и земли (нарушен п.5.1.2. контракта); Подрядчик не установил на объекте информационный щит, изготовленный с применением компонентов единого визуального стиля "Национальные проекты России" (нарушен п.5.1.3 контракта); Подрядчик не выполнял данные в порядке, предусмотренном контрактом, распоряжения (уведомления) Заказчиком в объёме и сроки, установленные такими распоряжениями (нарушен п.5.1.8. контракта); Подрядчик не предоставил Заказчику полную и достоверную информацию и документацию, связанную с выполнением Контракта, в сроки установленные соответствующим требованием Заказчика (нарушен п. 5.1.10. контракта); Подрядчик несвоевременно предоставлял информацию о ходе выполнения работ (нарушен п. 5.1.24 контракта); Подрядчик не обеспечил нахождение на объекте общего журнала работ, специальных журналов работ, рабочей документации (нарушен п.5.1.26 контракта), нарушения по состоянию на 30.11.2023 г. не устранены.
Подрядчик направил письменные пояснения, сообщил, что по состоянию на 14.11.2023 г. объем работ выполнен примерно на 1 500 000 руб., что составляет большую часть контракта, Подрядчиком и строительным контролем было предложено перенести оставшиеся работы на весенний период. Работы по состоянию на 17.11.2023 г. велись, 24.11.2023 г. была сделана вторая заливка бетона. Считает, что объем работ выполнен, что подтверждается фотоматериалами, акты КС-2, КС-3 прикреплены в ЕИС, а также подписанный экземпляр передан Заказчику.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.04.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству Сквера Победы. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 937 168,20 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.04.2023 NИЭА1, победителем признан ИП с ценой контракта - 1 937 168,20 руб.
10.05.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по благоустройству Сквера Победы (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по благоустройству Сквера Победы (далее - Объект) в соответствии с локальной сметой N1 Сквер Победы (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 2 к Контракту) и требованиями действующих технических регламентов, ОДМ, СП, СНиП, ГОСТ и иных нормативных правовых и технических актов Российской Федерации в области производства работ (далее - работы) в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта, подписывая контракт, Подрядчик подтверждает, что он внимательно изучил всю представленную ему документацию на работы, получил всю необходимую информацию о рисках и непредвиденных обстоятельствах, которые могут повлиять на выполнение работ по настоящему Контракту, убедился в характере и содержании работ, посетил место планируемого производства работ, принял во внимание общие и местные условия, которые могут повлиять на ход выполнения работ (климатические, геологические условия производства работ, период производства работ во времени года), оценил реальность сроков выполнения работ, установленных Контрактом, признает достаточность цены Контракта и согласен с условиями оплаты работ, и принимает на себя полную ответственность за своевременное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Согласно п. 4.2.2.3. Контракта Заказчик вправе выдавать Подрядчику (уполномоченному представителю Подрядчика) обязательные для исполнения распоряжения (предписания) о полном или частичном прекращении (приостановке) работ, в случае, если их дальнейшее выполнение может угрожать безопасности объекта, может привести к снижению его качества и эксплуатационной надежности, либо при выполнении работ применяются некачественные материалы, конструкции и оборудование, нормы экологической безопасности, безопасности дорожного движения и другие нормы. Все издержки, вызванные приостановлением работ по указанным выше причинам, несет Подрядчик, при этом сроки приостановления работ не могут служить основанием для продления срока завершения работ по Контракту.
Согласно п. 5.1 Контракта Подрядчик обязан:
5.1.1. Выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, в строгом соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к Контракту) с надлежащим качеством, в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, включая начальный и конечный сроки работ, сроки выполнения отдельных работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных, предоставить исполнительную схему объекта, и сдать результат работ Заказчику с оформлением акта КС-2, справки КС-3 и акта приемки работ.
5.1.2. Обеспечить в ходе работ выполнение мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также гигиенических требований в соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к Контракту) и нормами действующего законодательства.
5.1.3. До начала производства работ установить на объекте информационный щит, изготовленный с применением компонентов единого визуального стиля "Национальные проекты России". Текст и размеры информационного щита согласовываются с Заказчиком.
5.1.8. Выполнять данные в порядке, предусмотренном Контрактом, распоряжения (предписания) уполномоченным представителем Заказчика в объеме и сроки, установленные такими распоряжениями (предписаниями).
5.1.10. Предоставлять Заказчику полную и достоверную информацию и документацию, связанную с выполнением Контракта, в сроки, установленные соответствующим требованием Заказчика.
5.1.24. Предоставлять, в том числе на электронных носителях, информацию (включая фотографии) и документы о ходе выполнения работ в сроки, установленные соответствующим требованием Заказчика.
5.1.26. Обеспечить нахождение на Объекте общего журнала работ, специальных журналов работ, рабочей документации.
Согласно п 6.1 Контракта сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ: с даты подписания контракта; окончание работ: не позднее 31 октября 2023 года.
15.05.2023 г. между администрацией Мокрецовского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области и ООО "Дом вашей мечты" (далее - стройконтроль) заключен договор N ДМВ012-23/у на оказание услуг строительного контроля в отношении объекта: "благоустройство Сквера Победы".
24.05.2023 г., 05.06.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлены уведомления N152, N162 о том, что работы Подрядчиком не начаты, ждут согласования материалов согласно графику работ.
20.05.2023 г. составлен отчет N 1 стройконтроля, согласно которому установлено, что по состоянию на 20.05.2023 г. Подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте, произвел осмотр, предоставил следующие документы: график производства работ с датой начала работ 15.05.2023 г, приказ на представителя Подрядчика, ответственного за выполнение работ, анкету Подрядчика, смету с пересчетом для организаций, использующих УСН, муниципальный контракт (копию). Заказчик предоставил доверенность на представителя Заказчика по вопросам строительного контроля. Передал Подрядчику общий журнал работ по форме КС-6 прошитый, пронумерованный и заполненный в соответствии с нормативными требованиями РД 11-02-2006.
05.06.2023 г. составлен отчет N 2 стройконтроля, согласно которому установлено, что по состоянию на 05.06.2023 г. Подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте, не представил объяснений о причинах задержки начала работ на объекте.
14.07.2023 г. составлен отчет N 3 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчик выполнил следующие виды работ: разборка дорожек и площадок из тротуарной плитки, бордюрных камней с сохранением материала в соответствии с техзаданием, демонтаж памятника. В процессе демонтажных работ памятник в виду его ветхости был поврежден (фототаблица). Подрядчик предложил Заказчику выполнить изготовление памятника вновь без изменения идеи памятника и без увеличения стоимости контракта. Материалы для производства работ на объект не доставлены, к выполнению земляных работ Подрядчик не приступил.
01.08.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо с требованием возобновить работы.
05.08.2023 г. составлен отчет N 4 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком не выполнены следующие ремонтно-строительных работы: земляные работы, работы по прокладке кабеля в траншеях, устройство подстилающих слоев, ремонт постамента и пьедестала, восстановление памятника, электромонтажные работы; работы на объекте приостановлены по инициативе Подрядчика без предварительного уведомления Заказчика; отсутствуют рабочие, представители Подрядчика, строительные материалы; журнал производства работ Подрядчик на проверку не предоставил (фототаблица).
01.09.2023 г. составлен отчет N 5 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком не выполнены следующие ремонтно-строительных работы: земляные работы, работы по прокладке кабеля в траншеях, устройство подстилающих слоев, ремонт постамента и пьедестала, восстановление памятника, электромонтажные работы; работы на объекте приостановлены по инициативе Подрядчика без предварительного уведомления Заказчика; отсутствуют рабочие, представители Подрядчика, строительные материалы; Подрядчик предоставил на проверку эскиз памятника (фото); журнал производства работ Подрядчик на проверку не предоставил.
08.09.2023 г. составлен отчет N 6 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком выполнены следующие ремонтно-строительных работы: демонтаж памятника, разборка тротуарной плитки, разборка облицовки пьедестала, постамента и ступеней из керамогранита, разборка подстилающих слоев; работы на объекте не выполняются: разработка грунта, прокладка кабеля, устройство тротуаров; отсутствуют рабочие, строительные материалы; Подрядчик предоставил на согласование эскиз памятника; Заказчик согласовал изготовление памятника по эскизу, по сведениям, представленным Подрядчиком, готовность памятника составляет 70% (фото); журнал производства работ Подрядчик на проверку не предоставил.
29.09.2023 г. - 06.10.2023 г. составлен отчет N 7 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком выполнены следующие ремонтно-строительных работы: разработка грунта для выравнивания поверхности под устройство площадок и тротуаров из брусчатки, устройство траншей глубиной 600 мм для прокладки силового кабеля освещения сквера, подготовка поверхности подстамента и пьедестала под облицовку керамогранитом, установка электрической опоры для организации освещения сквера; не выполнена доставка песка, щебня, брусчатки для устройства площадок и тротуаров; журнал производства работ Подрядчик на проверку не предоставил; не предоставлены на проверку АОСР на устройство траншей, сплошное выравнивание поверхности пьедестала, наружных стен подстамента и устройство несъемной опалубки. Не предоставлены сертификаты на строительные материалы.
17.10.2023 г., 24.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлены письма с требованием ускорить процесс производства работ и подготовить документы для сдачи-приемки объекта.
31.10.2023 г. составлен отчет N 8 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком выполнены следующие ремонтно-строительных работы: устройство площадок из брусчатки в объеме 40% от общей площади, прокладка силового кабеля освещения сквера 50 %, подготовка поверхности постамента и пьедестала под облицовку керамогранитом, установка электрической опоры для организации освещения сквера, установка памятника на пьедестале; выполнена доставка брусчатки для устройства площадок и тротуаров; журнал производства работ Подрядчик на проверку не предоставил; не предоставлены на проверку АОСР на устройство траншей, сплошное выравнивание поверхности пьедестала, наружных стен подстамента и устройство несъемной опалубки; не предоставлены сертификаты на строительные материалы.
31.10.2023 г. была создана рабочая комиссия по приемке-сдаче объекта в эксплуатацию. Комиссия установила следующее: на объекте не выполнены следующие работы: облицовка поверхности пьедестала и постамента керамогранитом, бетонные работы по выравниванию поверхности площадки постамента и укреплению стен постамента, устройство ступеней, монтаж светильников, прокладка кабеля 50 %, устройство площадок и тротуаров из брусчатки 60%, покрытие памятника защитными атмосферостойкими красками. Рекомендовать Подрядчику не позднее 12.11.2023 г. завершить работы по Контракту, направить Заказчику уведомление о завершении работ, подготовить исполнительную документацию, акты КС-2, КС-3 на фактически выполненные работы.
01.11.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо о том, что Подрядчиком в указанный срок в контракте работы не выполнены, нарушены обязательства, предусмотренные контрактом, продолжение работ невозможно в связи с изменением погодных условий.
15.11.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено уведомление о том, что выполнены следующие виды работ: демонтажные работы, произведена укладка брусчатки, прокладка эл. кабеля, установка памятника, устранены нарушения по качеству выполненных работ, оставшиеся работы будут выполнены в срок до 30.11.2023 г. Направлены акты КС-2, КС-3 на сумму 975 652, 99 руб., в ЕИС не размещены.
20.11.2023 г. составлен акт обследования, установлено, что на объекте отсутствуют рабочие Подрядчика в течение 3 дней.
26.11.2023 г. составлен отчет N 9 стройконтроля, согласно которому установлено, что Подрядчиком выполнены следующие виды работ: устройство защитного временного помещения с принудительным подогревом для выполнения работ по устройству подстилающих слоев бетонных, устройству подпорной стенки из бетона, облицовке поверхности пьедестала и подиума керамогранитом; Подрядчик выполнил устройство подстилающих слоев бетонных толщ. менее 150 мм (п. 26 ЛС N1) без предварительного устройства подстилающих слоев песчаных, щебеночных, прослойка из геотекстиля (п.п. 22-25 ЛС N1) и не выполнил нормативное требование проведения бетонных работ при низких температурах: прогрев бетона посредством электротока внутри тела бетона. В результате поверхностного прогрева и низких температур снизу и боковых стенок подиума структура бетона разрушилась, что не позволит набрать необходимой прочности всей конструкции. Подрядчик не приступил к работам по облицовке стен пьедестала и окрашиванию памятника. Не выполнен монтаж светильников уличного освещения. Не выполнена доставка на объект светильников, керамогранита, клея плиточного. Журнал производства работ и исполнительную документацию Подрядчик на проверку не предоставил. Не предоставлены на проверку АОСР на устройство траншей, сплошное выравнивание поверхности пьедестала, наружных стен подиума и устройство несъемной опалубки. Не предоставлены сертификаты на строительные материалы. Просрочка выполнения работ составляет 28 календарных дней.
Согласно п. 11.1 Контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 11.2 Контракта причинами, по которым Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и расторгнуть его, являются:
11.2.1. нарушение сроков выполнения работ, когда выполнение работ к установленному сроку становится невозможным или отсрочка начала выполнения работ составляет свыше 14 дней;
11.2.2. некачественное выполнение работ при невозможности устранения замечаний Заказчика в согласованные сроки;
11.2.3. невыполнение объемов работ, указанных в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту);
11.2.4. применение при производстве работ материалов, не сертифицированных в системе Госстандарта РФ (в случае, если указанные материалы подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством).
11.2.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с неисполнением обязательств по контракту в полном объеме, Заказчиком 20.11.2023 г. было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
08.12.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой произвести сверку расчетов и оплату выполненных работ.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 20.11.2023 г. в 19:39 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении Подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 01.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 05.12.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает в числе прочего и возможные экономические потери. Вступая в коммерческие отношения, субъект самостоятельно принимает экономически значимые решения и, как правило, действует в ситуации неочевидности.
Подрядчик, извещенный о рассмотрении материалов РНП, пояснения и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта в полном объеме, не представил. Также не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на выполнение работ по благоустройству Сквера Победы, следовательно, Подрядчик не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного, на момент заключения контракта Подрядчик не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении ИП при исполнении Контракта.
Согласно п.п. б) п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В силу п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика пояснила, что Подрядчиком направлены через ЕИС акты КС-2, КС-3 30.11.2023 г. на сумму 1 937 168,20 руб., вместе с тем, работы в полном объеме до сих пор не выполнены. Данное обстоятельство также подтверждается фотоматериалами, направленными Подрядчиком.
Таким образом, при рассмотрении обращения не выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; подтвержден факт существенного нарушения условий контракта и заказчиком представлены информация и документы, подтверждающие основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. При этом Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В данном случае характер допущенного Подрядчиком нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП. Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП:
1) Наименование: ИП, ОГРНИП:, ИНН: ;
2) ИКЗ: 233431203234043120100100050024399244.
Согласно п. "б" ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет в случае получения решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 декабря 2023 г. N 043/10/104-1307/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023