Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Медицинская Техника" по доверенности;
- представитель ФГБУН "КИРОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕМАТОЛОГИИ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА";
рассмотрев жалобу ООО "Медицинская Техника",
У С Т А Н О В И Л А:
05.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Медицинская Техника" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБУН "КИРОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕМАТОЛОГИИ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники (извещение N 0340100000223000402).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку в п. 2.3 технического задания Заказчик неправомерно указал требование о наличии аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений по поверке средств измерений. Просит Заказчика привести техническое задание извещения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и внести правильные разрешительные документы в требования к участникам закупки и в техническое задание в соответствии с ГОСТ Р 57501-2017, а именно аттестат аккредитации испытательной лаборатории на данные виды работ, указать перечень работ по инструментальному контролю и необходимую область аккредитации для выполнения работ.
Рассмотрение жалобы назначено на 11.12.2023 г., откладывалась на 12.12.2023 г. информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлен полный перечень единых требований к участнику закупки, а также в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Доказательств относительно нарушения заказчиком порядка и правил предъявления требований к участникам закупки предусмотренных ст. 31 Закона о контрактной системе заявитель в жалобе не предоставляет. В жалобе заявитель указывает на то, что заказчик в разделе "Требования к наличию разрешительных документов" Технического задания, являющегося Приложением N 1 к извещению о проведении электронного аукциона, не верно предъявил требования к участникам закупки. Данный вывод не соответствует действительности поскольку, требования к участникам закупки предъявлены заказчиком в соответствующих разделах Извещения о проведении закупки. Содержание технического задания не является требованием к участникам закупки, а представляет собой описание объекта закупки (требования к исполнителю). При этом описание объекта закупки выполнено заказчиком в полном соответствие с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, подзаконными НПА, изданными во исполнение указанной нормы. В соответствии с техническим заданием заказчиком предъявляются требования к качеству и порядку оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Сообщает, что Заказчиком правомерно установлены все требования, предъявляемые к исполнителю услуг (работ) по техническому обслуживанию, что соответствует требованиям ст. 31 и ст. 33 Закона о контрактной системе, а требование об указании перечня работ по инструментальному контролю и необходимую область аккредитации являются избыточными. Заявитель жалобы принимал участие в рассматриваемом электронном аукционе и подавал ценовые предложения. Заявка признана соответствующей положениям извещения. Заявка Заявителя содержит в своем составе, в том числе, договор от 01.06.2022 г. со сторонней аккредитованной организацией на оспариваемый вид деятельности (поверка). Таким образом, оспариваемые Заявителем требования Заказчика не привели к нарушению охраняемых Законом интересов государства, не привели к увеличению затрат Заявителя жалобы на участие в аукционе и потенциальному исполнению контракта. Подробная позиция Заказчика представлена письменно, жалобу считает необоснованной.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что разрешительные документы (лицензия на техническое обслуживание медицинской техники, лицензия по техническому обслуживанию источников ионизирующих излучений, аттестат аккредитации с областью аккредитации для выполнения работ для по контролю технического состояния медицинской техники) должны быть указаны в п. 24 и 25 извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 061 352,00 руб.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Частью 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571).
Анализ Приложения к постановлению Правительства РФ N 2571 показал, что с учетом начальной (максимальной) цены контракта спорной закупки (1 061 352,00 руб.) положения постановления Правительства РФ N 2571 не применяются.
В соответствии ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 24 извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком предъявляются требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна отсутствовать информация об участнике закупки, в том числе информация о лицах, указанных в п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 104 данного Закона.
В силу п. 25 извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, (Наличие собственной действующей лицензии (с приложениями) на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с наличием следующих пунктов: контроль технического состояния медицинской техники;
Наличие собственной действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), перечень выполняемых работ: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих)
или выписку из реестра лицензий или номер записи, внесенной в реестр лицензий о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя согласился с указанным Заказчиком требованием о необходимости предоставления соответствующей лицензии.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что Заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2.3 Технического задания (приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) Заказчиком установлены следующие требования к наличию разрешительных документов: "Аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений по поверке средств измерений Или Договор, заключенный со сторонней аккредитованной на данный вид деятельности организацией. Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: ГОСТ Р 56606-2015 Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения".
Вопреки доводу Заявителя требование о наличии разрешительных документов, предусмотренных п. 2.3 Технического задания, предъявляется к исполнителю оказываемых услуг, а не к участнику, в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе. Непредоставление документа, предусмотренного п. 2.3 Технического задания не является основанием для отклонения заявки.
При этом, согласно представленным в материалы дела заявкам участников, Заявитель подавал заявку на участие в спорной закупке, она признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении электронного аукциона.
Кроме того, Заказчиком правомерно в п. 24 извещения о проведении электронного аукциона установлено требование об отсутствии информации об участнике закупке в реестре недобросовестных поставщиков, что соответствует ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Соответственно, условием для подачи жалобы в соответствии с Законом о контрактной системе является изначальное наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.
В силу п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020) механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Учитывая, что Заказчиком правомерно установлены требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлены требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а требование о наличии документов, предусмотренных п. 2.3 Технического задания, предъявляется не к участнику закупки, Комиссией Кировского УФАС России не установлено нарушение Заказчиком требований ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Медицинская Техника" на действия Заказчика - ФГБУН "КИРОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕМАТОЛОГИИ И ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники (извещение N 0340100000223000402).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 декабря 2023 г. N 043/06/106-1303/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023