Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области" (далее - Заказчик, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области"), индивидуального предпринимателя Д<_> (далее - Поставщик, ИП Д<_>), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП Д<_>., в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 99/2023 от 01.06.2023 (реестровый номер контракта 1490908935623000041), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Закупка на поставку бланочной продукции для ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" (реестровый номер извещения 0347100001923000036).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения реестра), а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 28.04.2023 Заказчиком - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" на официальном сайте Единой информационной сиcтемы zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Закупка на поставку бланочной продукции для ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" (реестровый номер извещения 0347100001923000036).
Начальная (максимальная) цена контракта 336 237,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 16.05.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 16.05.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.05.2023.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 16.05.2023 NЦПА1 на участие в закупке было подано 7 заявок участников, с соответствующими идентификационными номерами. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 52,51%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе. Победителем аукциона признан участник с идентификационным номером 6 (ИП Д<_>), сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 159 646,00 рублей.
01.06.2023 между Заказчиком - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" и ИП Д<_> был заключен государственный контракт N 99/2023 от 01.06.2023 (реестровый номер контракта 1490908935623000041) (далее - Контракт) на поставку бланочной продукции, цена Контракта составила 159 646,00 рублей.
24.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, на основании невыполнения Поставщиком обязательств по Контракту, в установленный Контрактом срок.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 15.1, 15.2, 15.4 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в судебном порядке, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ;
Государственный Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе, в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товара.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Государственного Заказчика или Поставщика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в единой информационной системе 24.11.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 24.11.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП Д<_> об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 24.11.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 05.12.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 05.12.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 05.12.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ИП Д<_> в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС, в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, товар Поставщиком должен был быть поставлен не позднее 3 августа 2023. Однако, в установленный Контрактом срок, товар поставлен не был. По состоянию на 24.11.2023 (дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) просрочка поставки товара составила более 3,5 месяцев, ввиду чего, Заказчиком принято решение о расторжении Контракта.
При проведении проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Пунктами 1.1, 4.4.4, 4.4.5 Контракта Поставщик принимает на себя следующие обязательства:
- поставить Государственному Заказчику бланочную продукцию (далее - товар) в срок, предусмотренный настоящим контрактом в соответствии со спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта;
- предоставлять по требованию Государственного Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по контракту;
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Контракта Поставщик обеспечивает поставку товара в течение 45 рабочих дней с момента подписания Заказчиком настоящего контракта, единовременно (частичная поставка товара не допускается);
Поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки: Магаданская область, г. Магадан, ул. Пролетарская д. 25 корп. 3. Товар поставляется транспортом Поставщика, разгрузка товара осуществляется в холл Учреждения силами и за счет средств Поставщика, в рабочий день (пн. - пят.) с 9.00 до 12.30 часов.
В соответствии с пунктом 10.1 Контракта в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Исходя из переписки Сторон по вопросу исполнения Контракта, представленной в материалы дела, 17.08.2023 (после срока, установленного Контрактом на поставку товара) Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия (исх. N 322) о неисполнении ИП Д<_> взятых на себя обязательств по Контракту, об уточнении срока поставки товара, начислении неустойки (штрафа, пени) за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
28.08.2023, в ответ на указанную претензию Поставщик направил гарантийное письмо о поставке товара в полном объеме в срок до 20.09.2023, уведомив Заказчика, что печатная продукция изготовлена и готовится к отправке, а также о готовности оплатить неустойку за нарушение срока поставки.
К указанному сроку товар Государственному Заказчику поставлен не был.
12.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена повторная претензия (исх. N 423) с аналогичными предыдущей претензии требованиями. Ответа на данную претензию от Поставщика не поступило.
17.10.2023 Заказчиком, посредством электронной почты, в адрес Поставщика направлено письмо об уточнении срока поставки товара, ввиду не поставки товара в гарантированный Поставщиком срок (20.09.2023), либо о предоставлении информации о возникших трудностях при исполнении контракта.
17.10.2023 Поставщик, посредством электронной почты, уведомил Заказчика о предполагаемом сроке доставки товара в г. Магадан - 30.10.2023.
Вместе с тем, к указанному сроку Поставщик взятые на себя обязательства не исполнил, товар Заказчику поставлен не был.
31.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия (исх. N 470) с аналогичными предыдущим претензиям требованиями.
02.11.2023 Заказчиком, посредством электронной почты, в адрес Поставщика направлено письмо об уточнении срока поставки товара, ввиду не поставки товара в очередной гарантированный Поставщиком срок (30.10.2023).
07.11.2023 Поставщик, посредством электронной почты, уведомил Заказчика о том, что товар находится в рейсе "Владивосток-Магадан", прибытие груза в г. Магадан ожидается 17.11.2023.
В крайний указанный Поставщиком срок поставки товар Заказчику не поступил.
По состоянию на 24.11.2023 товар Заказчику поставлен не был. Ввиду просрочки поставки товара по Контракту более 3,5 месяцев, Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
30.11.2023 Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо о задержке поставки товара по причине ошибки транспортной компании, а именно, согласно данным отслеживания груза по состоянию на 30.11.2023, 10 грузовых мест прибыли в г. Магадан и находятся на складе ТК "Энергия", 1 грузовое место находится на складе в г. Владивостоке, и ожидает погрузки на ближайший рейс до г. Магадана. Всё грузоотправление будет доставлено Заказчику после прибытия недостающего грузового места, ориентировочная дата прибытия товара - до 18.12.2023. Ввиду изложенного, Поставщик гарантирует поставку товара по Контракту в полном объеме в срок не позднее 20.12.2023. Также к данному письму была приложена скрин-копия с сервиса отслеживания груза ТК "Энергия" по номеру экспедиторской расписки 2702-1762138, подтверждающая изложенные обстоятельства.
04.12.2023 Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо о прибытии груза в г. Магадан, необходимости Заказчику согласовать с транспортной компанией время доставки товара, в связи с чем, Поставщик просит Заказчика отменить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Указанное письмо, согласно регистрации входящей корреспонденции, получено Заказчиком 05.12.2023 (вх. N 2177), т.е. в дату вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта - дату расторжения Контракта.
В письменном возражении относительно включения сведений о Поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Д<_> указывает, что недобросовестное поведение при исполнении Контракта Поставщиком не подразумевалось, нарушение срока поставки товара явилось следствием введенных в марте 2022 г. недружественными государствами в отношении Российской Федерации санкций, трудностей с поставкой расходных материалов для печати (бумага, краска и т.п.).
Гарантийными письмами N б/н от 28.08.2023, 30.11.2023 Заказчик был уведомлен об отсутствии со стороны исполнителя намерения не исполнять контракт, об объективных причинах нарушения срока поставки, технической ошибке ТК "Энергия" при транспортировке товара, а также готовности оплатить неустойку в виде пени за каждый день просрочки поставки товара. Заказчику была гарантирована поставка продукции в срок не позднее 18 декабря 2023 г., в настоящий момент товар изготовлен, доставлен в г. Магадан и готов к доставке по адресу Заказчика в любое согласованное время. Не поставка товара в установленный Контрактом срок вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Поставщика.
Кроме того, Поставщик указывает, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является недействительным, так как, в силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае, в частности, неоднократного нарушения сроков поставки товара. Таким образом, "предполагается существенным" - означает, что существенность нарушения презюмируется и не нуждается в дополнительной оценке, пока не доказано обратное.
Поставка товара по Контракту должна была производиться одной партией, отдельные этапы поставки товара Контрактом не предусмотрены. Заказчик новый срок поставки не устанавливал и с Поставщиком не согласовывал. Соответственно, Поставщик допустил нарушение срока поставки товара только однократно. При этом, Поставщик информировал Заказчика об объективных причинах задержки, гарантировал исполнение обязательств со своей стороны и оплату неустойки в виде пени за каждый день просрочки поставки товара, что не было учтено Заказчиком при принятии решения о расторжении Контракта. На основании изложенного, Поставщик полагает, что у Заказчика не имелось оснований, предусмотренных гражданским законодательством РФ, для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Рассмотрев указанные доводы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.
Как установлено ранее, в установленный Контрактом срок (в течение 45 рабочих дней, т.е. до 03.08.2023) товар ИП Д<_> поставлен не был. Поставщик неоднократно уведомлял Заказчика о переносе срока поставки товара ввиду определенных обстоятельств - на 20.09.2023, 30.10.2023, 17.11.2023, 18.12.2023.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).
Таким образом, Комиссия критично относится к утверждению Поставщика о том, что между Заказчиком и Поставщиком не согласовывались иные сроки поставки товара, в рамках срока действия Контракта - по 30 ноября 2023 года (пункт 13.1 Контракта).
Не поставка товара в установленный Контрактом срок, является нарушением существенных условий Контракта, что не позволило Заказчику своевременно получить требуемый товар, необходимый для осуществления рабочей деятельности.
Кроме того, Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону о контрактной системе и является обоснованным.
Вместе с тем, согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с вышеизложенным, письмо о прибытии товара в г. Магадан направлено Поставщиком в адрес Заказчика 04.12.2023, получено Заказчиком 05.12.2023, т.е. в дату вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта - дату расторжения Контракта.
С учетом того, что существенное нарушение условий Контракта со стороны Поставщика устранено не было, фактически товар не был поставлен Заказчику согласно положениям пункта 6.2 Контракта, в установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе срок, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта у Заказчика отсутствовали.
5. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ИП Д<_> в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности индивидуального предпринимателя в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами публичного права, в связи с чем предполагается значительно более ответственное отношение сторон к принятым на себя обязательствам. Победитель конкурентной процедуры должен осознавать, что он вступает в публично-правовые отношения, связанные с расходованием бюджетных средств на реализацию публичных экономически и социально значимых нужд, что предполагает значительно большую ответственность сторон в этих правоотношениях, в отличие от тех правоотношений, которые основаны исключительно на частноправовых началах.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой в соответствии с Законом о контрактной системе, и подавая соответствующую заявку, Поставщик как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, обязан учитывать специфику контракта в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа, соблюдать все предусмотренные для этого условия. В ином случае он несет риски наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе, отказ заказчика от исполнения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, учитывая те факты, что Поставщик не уклонялся от исполнения обязательств по Контракту, уведомлял Заказчика о переносе сроков поставки и о возникших объективных трудностях при исполнении Контракта, связанных с поставкой расходных материалов для печати, технической ошибкой ТК "Энергия" при транспортировке товара, в настоящий момент товар изготовлен, доставлен в г. Магадан и готов к доставке по адресу Заказчика, а также готовность Поставщика оплатить неустойку в виде пени за каждый день просрочки поставки товара, действия ИП Д<_> не могут расцениваться как недобросовестное поведение при исполнении обязательств по Контракту.
Такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Д<_> сроком на два года несоразмерна характеру совершенного Поставщиком нарушения условий Контракта, а также влечет для Поставщика значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что установленные обстоятельства не могут свидетельствовать о безусловных недобросовестных действиях Поставщика, направленных на ненадлежащее исполнение Контракта, основания для включения сведений об ИП Д<_> в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области" об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Д<_> (<_>), в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 99/2023 от 01.06.2023 (реестровый номер контракта 1490908935623000041), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Закупка на поставку бланочной продукции для ФКУЗ "МСЧ МВД России по Магаданской области" (реестровый номер извещения 0347100001923000036) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 13 декабря 2023 г. N 049/10/104-270/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023